Экономические и социальные последствия монополии, естественные монополии и их роль в национальной экономике

В ряде случаев положительный эффект масштаба производства приводит к снижению средних издержек монополиста, и они оказываются ниже средних издержек конкурентной фирмы.

Если какой-то рынок будет монополизирован одной фирмой, то она сможет снизить уровень своих предельных издержек, вследствие чего цены, предложенные монополистом могут оказаться ниже цен предложения конкурентного рынка. В этом случае общество выигрывает от монополизации, обычно такое появляется в отраслях, оказывающих общественные услуги.

Естественная монополия – это официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображением экономической выгоды для всего государства и населения. В интересах государства выгодно иметь единые трубопроводы, энергетические сети, железные дороги и так далее.

Олигополия: характеристика и место в современной экономике.

Тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами - «Боинг» или «Эйрбас», «Мерседес», «БМВ». Свойства олигополии: -Доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов. -Очень высокие барьеры для вступления в отрасль. -Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию. -Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора. -Небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов. -Олигополист может быть как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером на рынке

На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (от трех до пяти) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация — на рынках потребительских товаров (автомобили).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: