Установление закономерностей, действующих в группе изучаемых явлений, и специфических особенностей, отражающих своеобразие каждого из них, является одной из важнейших задач любой области науки, и специальная психология не является исключением. Однако выделение общих закономерностей, с одной стороны, и особых, специфических проявлений этих общих законов развития - с другой, а также таких особенностей, которые характерны только для отдельных недостатков развития, - дело сложное и трудное.
Л.С.Выготский обобщил работы своих предшественников и создал ОБЩУЮ КОНЦЕПЦИЮ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. В основу исследований аномального детства положена теория психического развития, которую Выготский разработал, изучая особенности нормального психического развития. Он показал, что наиболее общие законы развития нормального ребёнка прослеживаются и в развитии аномальных детей. «Признание общности законов развития в нормальной и патологической сфере - краеугольный камень всякого сравнительного изучения ребёнка». «Но эти общие закономерности находят своеобразное конкретное выражение в одном и в другом случае. Там, где мы имеет дело с нормальным развитием, эти закономерности реализуются при одном комплексе условий. Там, где перед нами развёртывается атипичное, уклоняющееся от нормы развитие, те же самые закономерности., реализуясь в совершенно другом комплексе условий, приобретают КАЧЕСТВЕННО СВОЕОБРАЗНОЕ, СПЕЦИФИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ, не являющееся мёртвым слепком с типичного детского развития» (Выготский Л.С., 1983 – 1984, Т. 5, с. 196).
|
|
КОНЦЕПЦИЯ ДЕТЕРМИНАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АНОМАЛЬНОГО РЕБЁНКА была выдвинута Л.С.Выготским в противовес существовавшей в тот период биологизаторской концепции, утверждающей, что развитие аномального ребёнка протекает по особым законам.
Обосновывая ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБЩНОСТИ ЗАКОНОВ РАЗВИТИЯ НОРМАЛЬНОГО И АНОМАЛЬНОГО ребёнка, Выготский подчёркивал, что ОБЩИМ для обоих вариантов является СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Л.С.Выготский выделяет важную роль ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ в развитии психики ребенка, как в норме, так и в патологии.
СТАТИСТИЧЕСКАЯ НОРМА ― это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. Ориентация на статистическую норму развития тех или иных психических качеств особенно важна на этапе первичной диагностики психического состояния ребёнка при определении характера основного нарушения, его выраженности.
|
|
Обычно статистическая норма представляет собой определённый диапазон значений развития какого-либо качества (роста, веса, уровня развития интеллекта, отдельных его составляющих и т.п.), расположенных около среднего арифметического.
Ориентация на статистическую норму важна, прежде всего, на этапе выявления недостатков в развитии и определении меры их патологичности, требующей специальной психолого-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НОРМА. В основе концепции функциональной нормы лежит представление о неповторимости пути развития каждого человека, а также о том, что любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальным ТРЕНДОМ (т. склонность, тенденция, путь) развития каждого человека. Другими словами, это своего рода индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой и одновременно целью реабилитационной работы с человеком, независимо от характера имеющихся у него нарушений.
В данном контексте следует признать, что достигнутое состояние только тогда можно считать нормой, когда в процессе самостоятельного развития или в результате специальной коррекционно-педагогической работы наблюдается такое сочетание взаимоотношений личности и социума, при котором личность без длительных без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности и при этом в полной мере отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ней социум в зависимости от пола, уровня психосоциального развития. Это своего рода гармоничный баланс между возможностями, желаниями и умениями, с одной стороны, и требованиями со стороны социума с другой.
Именно обретением ребёнком такого баланса, несмотря на различные первичные нарушения, и является основным критерием эффективности оказываемой ребёнку помощи. Именно данное состояние можно рассматривать в качестве основного показателя душевного здоровья человека и рассматривать его в качестве критерия оптимального уровня социально-психологической адаптации.
ИДЕАЛЬНАЯ НОРМА — это некое оптимальное развитие личности в оптимальных для неё социальных условиях. Можно сказать, что это высший уровень нормы функциональной.