Образовательные технологии. При реализации различных видов учебного процесса используются пассивные, активные и интерактивные формы обучения

При реализации различных видов учебного процесса используются пассивные, активные и интерактивные формы обучения. Накопленный кафедрой опыт позволяет говорить о ряде преимуществ активных и интерактивных форм обучения по сравнению с общепринятой.

С точки зрения влияния на активизацию познавательной деятельности студентов, представляет такая методика обучения, как проведение семинара в форме состязания между ними одной учебной группы, разбитой на две подгруппы. Состязательность в любой сфере деятельности является важным стимулирующим фактором активизации познавательного процесса и развития личности. Это и есть известный метод «мозговой атаки» с той лишь разницей, что нет строгого распределения ролей «генератора», «критика», «эрудита», так как все участники имеют право не только высказывать суждения, фиксировать гипотезы, принимать решения, но и участвовать в обсуждении различных явлений правовой жизни, давать им оценку. При пассивных методах взаимодействия студентов и преподавателя преимущественно предполагается авторитарный стиль взаимодействия. При активных методах предполагается демократический стиль социально-правового взаимодействия преподавателя со студентами. Вместе с тем отношения взаимодействия (сотрудничества) нельзя установить в один день и в одну неделю.

Важным средством развития творческих способностей будущих специалистов, усиления индивидуального подхода выступает компьютеризация обучения. Её применение позволяет решить главную проблему – индивидуализировать обучение. Это во-первых. Во-вторых, моделировать различные проблемные ситуации, что стимулирует познавательную деятельность студентов повышает их активность, самостоятельность, способствует поиску нестандартных решений. В-третьих, повышается эффективность обратных связей в процессе обучения.

Отличие активных методов от интерактивного подхода заключается в том, что последний направлен не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Среди них можно выделить следующие: творческие задания, использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии в музей, театр), обучающие игры (ролевые игры, деловые и образовательные игры), закрепление нового материала с помощью мультимедийного оборудования. Общим для интерактивных форм обучения являются учебные задания и упражнения. Так, например, семинар в форме пресс-конференции (претора, судьи). На нем выделяется 2-3 студента в качестве ведущих по центральным вопросам плана семинара. Остальные студенты готовятся по всему плану семинара и готовят вопросы к ведущим. Нельзя забывать о том, что подбор и постановка вопросов также является актом творческого мышления.

Нестандартное задание – понятие очень широкое. Их отличительный признак состоит в связи с «деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой. Во время семинара преподаватель может охватить гораздо большее число студентов, практически всю группу, применяя ролевые игры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: