Определите, о каких видах мышления идет речь в следующих фрагментах, укажите на их особенности.
1. Видя идущий из трубы дым, мы можем сказать, что в доме топится печь, хотя этой печи не видим. Видя покореженную машину, мы можем сделать вывод, что она попала в аварию, хотя не были свидетелями этой аварии. Более того, мы можем многое сказать о том, что и как произошло во время аварии, хотя всего этого тоже не видели. Воспринимая одно (дым, покореженную машину), мы через посредство имеющихся у нас знаний делаем выводы о другом (о топке печи, об аварии).
2. Удивление перед тайной является само по себе плодотворным актом познания, источником дальнейшего исследования и, быть может, целью всего нашего познания, а именно - посредством наибольшего знания достигнуть подлинного незнания, вместо того чтобы позволить бытию исчезнуть в абсолютизации замкнутого в себе предмета познания. (К. Ясперс)
Задание для самостоятельной работы №7
Прокомментируйте приведенные определения мышления и выберите, на ваш взгляд, наиболее правильные.
|
|
1. Мышление - процесс, всегда опирающийся на данные чувственного опыта.
2. Мышление - это простая цепь ассоциаций, протекающих в сознании.
3. Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
4. Мышление - это процесс переработки созерцания и представлений в понятия.
5. Мышление - это процесс переработки информации.
6. Мысль - это биотоки мозга.
7.История мысли = история языка.
Задание для самостоятельной работы №8
Проанализируйте приведенные высказывания. С какими из них вы согласны, с какими - нет и почему?
1. Мышление есть процесс чистой активности сознания.
2. Мышление есть проявление особой духовной способности человека.
3. Все мысли и действия нашей души вытекают из ее собственной сущности и не могут ей быть сообщены чувствами. (Г. В. Лейбниц)
4. Разум и постигаемое разумом - одно и то же. (Гегель)
5. С помощью мышления мы познаем то общее в предметах и явлениях, те закономерные, существенные связи между ними, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию и которые составляют сущность, закономерность объективной действительности. (В. С. Кузин)
Задание для самостоятельной работы №9
Одинаковы ли по значению и употреблению перечисленные ниже термины?
Интеллект, мышление, разум, рассудок, менталитет, знание, ум, мудрость, образованность, информация, интеллигентность, понимание, осведомленность, эрудиция.