Немецкий институт стандартов
В 1917 г. был создан Комитет нормалей для общего машиностроения, что считается датой возникновения национальной системы стандартизации в Германии. Комитет дважды менял название: в 1926 г. - Германский комитет стандартов и в 1975 г. - Немецкий институт стандартизации (DIN).
С 1990 г. были сделаны попытки упорядочить отношения с Управлением по стандартизации, метрологии и контролю продукции (национальной организацией бывшей ГДР), в результате чего принято решение разрабатывать единые нормативные документы объединенной Германии, которые должны соответствовать международным и европейским стандартам. С этого года Немецкий институт стандартизации стал национальной организацией по стандартизации Германии и единственным полномочным представителем страны в международных (ИСО и МЭК) и европейских (СЕН и СЕНЭЛЕК) организациях по стандартизации.
Основополагающий стандарт DIN 820 определяет принципы деятельности немецкой национальной организации по стандартизации:
• добровольность, обеспечивается правом любого лица принимать участие в создании стандарта, а нормативные документы носят рекомендательный характер;
• гласность, реализуется публикацией всех проектов стандартов и принятием во внимание каждого критического замечания;
• участие всех заинтересованных сторон - равноправие всех участвующих в стандартизации юридических лиц;
• единство и непротиворечивость, выражаются в установлении правил и процедур, обеспечивающих единство всей системы стандартизации, и в обязательной проверке вновь принятых стандартов на их совместимость с действующими нормативными документами;
• конкретность, состоит в обязательном соответствии стандарта современному научно-техническому уровню;
• ориентированность на общую выгоду, определяется правилом: польза для всей страны превалирует над выгодой отдельной стороны;
• ориентированность на экономические реальности, состоит в том, что в стандарт закладываются только абсолютно необходимые требования, так как стандартизация — не самоцель;
• международный характер стандартизации - деятельность DIN направлена на устранение технических барьеров в торговле и создание единого рынка в Европе, на применение международных и европейских стандартов.
DIN состоит из основной организации и дочерних подразделений. Всего в общем штате института 750 человек. Членами DIN являются фирмы (предприятия) или другие юридические заинтересованные лица, а также отдельные специалисты, ученые, практики.
Члены DIN на собрании избирают Президиум (50 человек), куда входят президент и его заместители, председатель финансового комитета, директор института, а также представители: промышленности, мелкого бизнеса, торговли и сферы услуг, научно-исследовательских институтов, испытательных лабораторий, служб контроля и надзора, общественных организаций (союзов потребителей, профсоюзов, экологических обществ) и правительственных учреждений.
Рабочие органы — комитеты DIN, которые не только разрабатывают национальные стандарты, но и обеспечивают рабо ту германской части технических комитетов на международном и европейском уровнях.
В комитетах состоят около 40 тыс. внештатных сотрудников - специалистов фирм, институтов, предприятий и др.
Национальной стандартизацией в Германии охвачены следующие отрасли; строительство, электротехника, химические производства, точная механика и оптика, фотография и кинематография, документация и делопроизводство, здравоохранение, атомная техника, сельское хозяйство, производство красок, машиностроение и судостроение, авиация, спорт и досуг, часовое, ювелирное и зубоврачебное дело, водное хозяйство и канализация и некоторые другие. Особое место отводится стандартизации в области обеспечения безопасности товаров и услуг, защиты окружающей среды и созданию основополагающих стандартов.
Дочерние организации DIN - издательство "Бойт", общество DIN "Программное обеспечение", Издательство нормативных документов, Немецкое общество по информации и продукции, Немецкое общество по сертификации систем обеспечения качества, Немецкое общество по маркировке продукции. Ими руководит Головной отдел института по административным делам, издательскому делу и информации.
Национальные немецкие стандарты носят рекомендательный характер и рассматриваются не как юридические нормы, а как "общепризнанные правила техники". В сфере производства применение стандартов считается мерой безупречного технического поведения. Обязательный характер национальный стандарт приобретает, если он распространяется на такую сферу, где действуют федеральные законодательные нормы.
Между институтом и правительством заключено соглашение, согласно которому DIN обязуется действовать в интересах всего общества и вносить вклад в устранение технических барьеров в торговле, а также в охрану труда, защиту потребителей и окружающей среды.
Деятельность DIN финансируется на основе договоров с заинтересованными сторонами — заказчиками нормативных документов. Так, например, в первой половине 90-х годов Союз немецких металлургов заплатил 20 млн. марок за разработку стандартов по своей отрасли. Расходные статьи бюджета на 64% покрываются доходами от издательской деятельности, на 18% — взносами заказчиков. Дотации государственных органов составляют 18%.
Крупные германские фирмы выделяют на стандартизацию 0,24% ежегодного валового оборота, средние — 0,17%. В то же время с учетом прибыли крупных и средних фирм от вложений в стандартизацию эффективность стандартизации в ФРГ, по подсчетам немецких специалистов, составляет от 300 до 500% на вложенный капитал.
Кроме стандартизации, DIN занимается вопросами сертификации соответствия продукции. Эта область деятельности института связана с Германским обществом по маркированию продукции (DQWK), которое создано по решению Президиума DIN и занимается организацией, управлением и надзором за системами сертификации продукции на соответствие требованиям стандартов DIN (или международных).
Комитеты DIN, разрабатывающие стандарты, одновременно являются и комитетами по сертификации. В их работе участвуют представители организаций, заинтересованных в сертификации. Заседания созываются по мере необходимости и носят закрытый характер, а принятые документы не подлежат опубликованию до принятия специального решения, доступ к ним имеют только участники заседания.
Развивается сотрудничество DIN с Госстандартом России. Несколько лет работает совместное предприятие DIN, Госстандарта России и Союза технического надзора Берлин-Бранденбург — "Общество по сертификации в Европе" (GZE). Задача этого предприятия — содействие экспорту западноевропейской продукции в Россию и Украину, для чего выполняется довольно большое количество работ, прежде всего сертификация товаров и услуг. Она осуществляется как обязательная (на соответствие требованиям национальных стандартов этих стран по охране окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребителей), а также — как добровольная (независимо от обязательных требований стандартов).
Вторая задача предприятия GZE связана с информационной функцией: поиск стандартов, действующих в принимающих странах, чтобы выявить их требования по сертификации и технические требования к качеству товаров. GZE также информирует изготовителей и торговые организации об обязательных требованиях к продукции.
Национальная организация по стандартизации Японии — Японский комитет промышленных стандартов (JISC) — основана в 1949 г. Это консультативный орган при Министерстве внешней торговли и промышленности, подчиненный Управлению науки и техники, которое утверждает работы JISC, а отдел стандартизации этого управления по существу выполняет роль секретариата JISC.
В состав JISC входят: Совет по стандартизации, советы отраслевых отделений, технические комитеты. Совет по стандартизации проводит генеральные конференции Комитета, планирует работу и контролирует выполнение планов. Советы отраслевых отделений и технические комитеты (их несколько сотен) разрабатывают стандарты для основных отраслей промышленности и строительства.
Члены всех советов и технических комитетов назначаются Министром внешней торговли и промышленности. Обычно это представители научных и деловых кругов, специалисты-практики, служащие государственных учреждений, специалисты организаций - изготовителей и потребителей продукции. Президент и вице-президент избираются Генеральной конференцией один раз в два года.
Деятельность JISC финансируется правительством.
Согласно Закону о стандартизации в Японии действуют национальные промышленные стандарты, отраслевые стандарты промышленных ассоциаций и фирменные стандарты.
Национальные промышленные стандарты носят добровольный характер для отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности. Но стандарты на медицинские препараты, средства защиты сельскохозяйственных культур и минеральные удобрения обязательны.___
Национальные промышленные стандарты утверждаются министрами отраслей, которые на это уполномочены Законом о стандартизации: внешней торговли и промышленности; здравоохранения и благосостояния; сельского, лесного хозяйства и рыболовства; транспорта, строительства, просвещения, почтовой связи, труда, внутренних дел. Для продукции лесного и сельского хозяйства разрабатываются сельскохозяйственные стандарты, которые утверждает Министерство лесного и сельского хозяйства.
Процедура разработки стандарта состоит из следующих этапов: любая организация, научное общество, ассоциация вносят предложение о разработке стандарта (или уже составленный его проект) министру соответствующей отрасли промышленности; один из технических комитетов обсуждает проект, передает его на дальнейшее рассмотрение совету отделения, который имеет право принять окончательное решение по одобрению (или отклонению) проекта стандарта. В сложных случаях окончательное решение по проекту принимает Совет по стандартизации.
Заключение по проекту стандарта за подписью президента Комитета вместе с проектом передается в Управление науки и техники Министерства внешней торговли и промышленности. Окончательный проект поступает к министру отрасли, который утверждает его в качестве национального стандарта. Информация о принятых новых или переработанных стандартах публикуется в правительственной газете, которая издается Японской ассоциацией по стандартам.
Национальные промышленные стандарты пересматривают один раз в три года.
Отраслевые стандарты промышленных ассоциаций представляют собой, как правило, детализацию национальных стандартов.
Фирменные стандарты разрабатывают на основе национальных и отраслевых, но, как правило, требования фирменных стандартов отличаются от национальных вследствие производственных возможностей фирмы, ее стремления удовлетворить потребности определенных кругов потребителей (например, целевого сегмента), ориентации на конкурентов и др. Работу по стандартизации на фирмах ведут отделы стандартизации. Проект стандарта обязательно рассылается отделениям фирмы для отзывов и замечаний, после чего составляется окончательный проект фирменного стандарта, который утверждает руководство фирмы.
Нa основании Закона о промышленной стандартизации в Японии проводится сертификация промышленной продукции на соответствие национальному стандарту. Свидетельством соответствия изделия служит знак JIS. Разрешение на выдачу сертификата и право маркировки продукта знаком соответствия стандарту дает министр отрасли по результатам отраслевого инспекционного контроля качества данной продукции аттестации предприятия, в ходе которой оценивают состояние производственного процесса.
В настоящее время свыше 16 тыс. японских предприятий пользуются правом маркировки своей продукции знаком соответствия национальным стандартам.
К системе контроля качества предъявляются определенные требования. Она должна включать: мероприятия по проверке соответствия конкретных параметров качества продукции требованиям соответствующего национального стандарта; методы кон-троля производственного процесса, сырья и материалов; мероприятия, принимаемые по результатам контроля. С 1980 г. сертификат на право применения японского знака соответствия стандарту выдается и зарубежным предприятиям. В течение 10 последующих лет около 150 предприятий из 19 получили это право, что является следствием принятия кодекса ГАТТ по стандартизации.
Японская фирма получает сертификат в среднем через 3 месяца после подачи заявки, а иностранные — через полгода. Все расходы по сертификации оплачивает заявитель.
Ни один изготовитель в Японии не может получить заказ от правительственных органов или престижный заказ от авторитетных компаний, если его продукция не имеет знака JIS. Сертификация на знак JIS охватывает такие отрасли, как машино-строение, электротехника, автомобилестроение, железнодорожный транспорт, судостроение, черная и цветная металлургия, авиация, гражданское строительство и архитектура, химическая и целлюлозно-бумажная промышленность, горно-добывающая промышленность. Отраслевые министерства включают в перечень по сертификации лишь те виды продукции, сертификация которых будет способствовать расширению сферы их применения и в то же время способствовать решению задач государственной технической политики по безопасности и экологичности японских товаров.
С середины 80-х годов в Японии реализуется правительственная программа, направленная на устранение технических барьеров в торговле. Во многом это следствие многолетнего давления иностранных торговых партнеров Японии, для которых нередко торговля с этой страной превращается в "игру в одни ворота".
Устранению препятствий для экспорта в Японию способствуют такие положения программы, как недопущение дискриминации к зарубежным поставщикам товаров; учет интересов зарубежных партнеров в работах по стандартизации; придание более открытого характера информации о стандартизации; гармонизация японских национальных стандартов с международными; развитие деятельности по признанию результатов испытаний продукции зарубежными организациями и упрощение процедур сертификации.
Новый подход реализуется в стандартизации высокотехнологичной продукции: этапы исследований и разработок продукта и стандарта должны идти параллельно.
В области сертификации государство обеспечивает ее высокую надежность, достоверность и законность, заботясь об интересах общества. С позиций закона государство оценивает деятельность частных испытательных организаций. Японские специалисты считают, что эта функция государства будет усиливаться.
В последние годы заметно оживилось взаимодействие комитета с европейскими организациями по стандартизации СЕН и СЕНЭЛЕК. Но все же японские специалисты не удовлетворены пассивным участием в работе международных организаций, которое сводится в основном к получению принятых стандартов, а не к участию в подготовке проектов международных стандартов. В этой связи усиливается роль государственного влияния на промышленные круги, которые не только должны осознать важность участия в разработке проектов международных стандартов, но и активизировать возможность принятия японских национальных стандартов в качестве международных, В чем Япония значительно отстает от стран ЕС. Поэтому решено, что сразу после принятия национального стандарта он должен предлагаться японской стороной как проект международного стандарта в соответствующей международной организации.
В международных связях по стандартизации и сертификации расширяется сотрудничество в области аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации систем качества. Важным направлением считается распространение японского опыта в области управления качеством продукции и защиты окружающей среды для отражения его в международных стандартах.
Особое внимание Японии привлекает региональная стандартизация в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АСЕАН), где японская система промышленной стандартизации оценивается высоко. Цель сохранения лидерства в региональной стандартизации и сертификации сочетается с экономической помощью странам региона путем проведения совместных работ в данной области.
ТЕМА 6: СТАНДАРТИЗАЦИЯ УСЛУГ
Доля услуг в мировой торговле составляет более 25 %; по прогнозам экспертов к 2005 г. объем торговли услугами должен превысить объем торговли товарами. На сегодняшний день самые крупные экспортеры услуг — США и западноевропейские страны, однако азиатские страны (Китай, Таиланд) по ежегодному приросту экспорта услуг занимают первое место в мире (в основном за счет телекоммуникаций и передачи информации). Благодаря возможностям электронной связи постоянно расширяются услуги по кредитованию под залог, страхованию, обмену валют, брокерским операциям и др. По данным ЮНЕСКО, к 2000 г. занятость в сфере услуг достигнет 65—70%. В России доля услуг во внутреннем валовом продукте приближается к 30%. Начиная с 1993 г. Госстандартом России начато поэтапное введение обязательной сертификации услуг в соответствии с законами РФ "О Защите прав потребителей" и "О сертификации продукции и услуг", а также в связи с предстоящим вступлением России в ВТО. Сертификация услуг невозможна без их стандартизации. Стандартизация в сфере услуг — это также способ обеспечить защиту интересов потребителей в аспектах безопасности для жизни и здоровья человека и экологии.
В мировой практике стандартизация полностью охватывает гостиничное хозяйство, туризм, пассажирские и грузовые перевозки, связь, образование, банковское дело.
Как объект стандартизации, услуга представляет определенную трудность, поскольку не все ее характеристики могут быть выражены количественно. В этом же состоит и особенность сертификации услуг.
Мировой опыт в данной области стандартизации достаточен для того, чтобы служить базой международной стандартизации. Так, ИСО разрабатывает международные стандарты для услуг банков и химчисток; другие международные и региональные организации (Европейская организация автотуризма, Международный союз железных дорог, Всемирная туристическая организация, Международный союз электросвязи — МСЭ и др.) работают над стандартизацией услуг в своих областях. ИСО, МЭК и МСЭ свою деятельность по стандартизации связывают с новыми разработками ВТО по торговле услугами. Весьма актуальна стандартизация услуг по послепродажному обслуживанию. Она должна унифицировать подход к производителям, поставщикам услуг и операторам. Кроме того, стандарты на услуги помогут потребителям сравнивать предлагаемые услуги и выбирать их сообразно своим запросам. Стандарты на услуги служат стимулом для конкурирующих в этой области фирм к улучшению качества и совершенствованию ассортимента услуг при условии способности обеспечить их базовый уровень. Послепродажное обслуживание — один из факторов конкурентоспособности товара, поэтому выбор, сделанный потребителем с учетом этого фактора, может стать его выбором товара.
В 1995 г. вступило в силу Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), которое касается практически всех видов услуг, являющихся предметом международной торговли. Всемирная торговая организация, разработавшая это Соглашение, относит его положения к широкому спектру обслуживающих отраслей экономики: банковскому делу, страхованию, туризму, архитектуре и проектированию, телекоммуникации, бухгалтерскому учету, консультированию по различным вопросам, транспорту и многим другим услугам. ГАТТ/ВТО; определяет обслуживающий сектор экономики как важнейший для тех стран, которые утрачивают свои преимущества в производственной сфере, а в промышленно развитых странах этот сектор обеспечивает более двух третей валового внутреннего продукта и занятости населения.
Генеральное соглашение о торговле услугами направлено на либерализацию и устранение барьеров, препятствующих сервисным фирмам прежде всего в получении лицензий и ограничивающих иностранные инвестиции. Соглашение предоставляет право выхода на иностранный рынок и временного присутствия там частных поставщиков услуг. Страны — члены ВТО получают все права и преимущества по торговле услугами, оговоренные в ГАТС, а потребители услуг имеют выгоды от более приемлемых цен и расширения ассортимента предлагаемых услуг.
Подписавшие Соглашение страны должны выполнять и определенные обязанности. Прежде всего это касается стандартизации услуг и гармонизации национальных стандартов, чтобы нормативные документы не стали препятствием для повышения качества услуг и не превратились бы в технические барьеры. В отличие от Кодекса ГАТТ по стандартизации данное соглашение не содержит международных правил по стандартизации услуг, но устанавливает обязательства.
Объем услуг в валовом национальном продукте России достиг в 1998 г. 50%, а занятость населения в этом секторе экономики – 40 %.
Российские проблемы в области стандартизации услуг связаны, с одной стороны, с отсутствием наработок, а с другой — с увеличением ассортимента предоставляемых услуг за счет ранее не существовавших. Например, в условиях рыночной экономики возникла потребность в оценке недвижимости. Российские оценщики вынуждены пользоваться зарубежными стандартами, которые не учитывают специфики отечественного земельного законодательства. Российское общество оценщиков обратилось в Госстандарт РФ за помощью, в результате чего был создан специальный технический комитет по стандартизации, который разрабатывает соответствующий нормативный документ.
Структура ассортимента бытовых услуг в России практически сложилась следующая, %:
Услуги бань и парикмахерских 23
Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной
аппаратуры, электробытовых машин и приборов 20
Ремонт и пошив изделий и головных уборов 17
Химчистки и прачечные 13
Техобслуживание и ремонт автомототехники 10
Ремонт, пошив, окраска обуви 5
Ремонт и строительство жилья 5
Услуги фотоателье и: фотокинолабораторий 4
Изготовление и ремонт мебели 3
Доля бытовых услуг в общем объеме услуг населению (согласно Общероссийскому классификатору услуг) составляет 40%. Этим определяются приоритеты в создании нормативных документов в сфере услуг в целом и ранжировании их в области бытовых услуг. Госстандартом России организовано несколько технических комитетов по стандартизации услуг. "Услуги населению", "Бытовое обслуживание населения", "Услуги торговли и общественного питания", "Транспортные услуги", "Туристско-экскурсионное обслуживание", "Автосервис" и др. В 1996 г. силами этих комитетов было создано около 30 проектов стандартов, из которых половина принята Госстандартом России.
Методической основой для стандартизации и сертификации услуг служит разработанная ВНИИС и одобренная Госстандартом России "Концепция развития стандартизации и сертификации услуг". В этом документе первостепенными задачами определены: разработка Классификатора услуг населению (уже выполнено); упорядочение терминологии, используемой в законодательных актах и в отраслях сферы услуг.
Принят основополагающий методический стандарт "Система сертификации ГОСТ Р. Основные положения и порядок сертификации услуг". Для того чтобы этот стандарт работал, необходимо создание нормативной базы, т.е. стандартизация всех видов услуг. Для составления перспективного плана стандартизации намечено провести анализ существующей нормативной базы прежде всего по услугам, подлежащим обязательной сертификации. Среди этих документов есть и нормативные документы, действовавшие в СССР и РСФСР, но в основном это отраслевые правила, инструкции и т.п.
Главными аспектами стандартизации услуг являются: классификация, терминология, условные обозначения, общетехнические нормы и требования.
В связи с необходимостью гармонизации стандартов с международными правилами и нормами по услугам создание новых стандартов на услуги и переработка ранее принятых ориентируются прежде всего на международный стандарт ИСО 9004.2 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Часть 2: Руководящие указания по услугам". Стандарт устанавливает две группы характеристик качества услуг: количественные и качественные.
Разработка требований к конкретным показателям качества каждого вида услуги и составляет основную задачу стандартизации. Для более четкого изложения требований показатели качества услуг группируют, различая показатели функционального назначения безопасности, надежности, профессионального мастерства, культуры обслуживания.
Требования соответствия функциональному назначению складываются из разных видов совместимости:
- функциональной (при исполнении комплекса услуг, например в туризме, где тур соединяет услуги питания, проживания, перемещения, экскурсии);
- параметрической (при пошиве одежды, техобслуживании, медицинских анализах и т.п.);
- биологической (в услугах питания, медикаментозного лечения, услугах парикмахерских, бань, бассейнов и т.п.);
- электромагнитной (при эксплуатации результата услуги в зависимости от источников электропитания, электромагнитных помех);
- технологической (например, при ремонте автомобилей иностранных марок, использовании комплектующих и запчастей при техобслуживании бытовой техники и т.п.);
- информационной (достоверность, полнота объема, видов и формы представления информации), особенно важной в туристических услугах, при пассажирских перевозках, услугах связи. Поскольку при исполнении услуг на основании информации реализуется право потребителя на выбор услуги, необходимо устанавливать требования добросовестности, этичности, юридической безупречности и правдивости рекламы, доступности информации (в соответствии с Законом "О рекламе"). Для любого потребителя услуга начинается с информации о местонахождении предприятия—исполнителя услуг, режиме работы и правилах предоставления услуг (сроки исполнения, формы обслуживания, цены, тарифы, гарантийные условия и т.д.), со сведений о безопасности и качестве услуги со гласно Закону РФ "О защите прав потребителей".
К показателям назначения услуг относят:
• ассортимент услуг и разнообразие фасонов, устойчивость формы (услуги ателье);
• санитарию и гигиену салонов (пассажирские перевозки);
• охват диспансерным наблюдением (услуги медицины);
• калорийность продуктов (услуги массового питания);
• общие для всех услуг показатели: точность и своевременность исполнения, а также материальные затраты на них.
Характеристики профессионального мастерства в соответствии с ИСО 9004.2 (7) складываются из:
• профессиональной компетентности специалиста,
• деятельности руководства по обеспечению качества работы персонала, предусматривающей периодическое повышение его квалификации, материально-техническое обеспечение (документацией, оборудованием, инструментом), а также организацию взаимодействия с потребителем.
Особое место в качестве услуг занимает качество обслуживания, так как любая услуга содержит этапы общения исполни- теля с потребителем. Обобщенно эти показатели могут быть названы культурой обслуживания, что включает:
• безопасность и экологичность при обслуживании;
• эстетику интерьера мест обслуживания;
• эргономичность мест ожидания и обслуживания;
• комфортность помещения, оборудования, мебели;
• санитарно-гигиеническое состояние мест приема (выдачи) заказов;
• этику общения.
На стадии разработки и гармонизации с международными стандартами находится вопрос о терминологии по услугам. Кроме общепринятых понятий (согласно МСИСО 9004.2 — ГОСТ 50646-94) "Услуга"1, "нематериальная" и "материальная" услуга, в России введено понятие "производственная услуга".
Услуги классифицируются по четырем признакам (рис.6.1):
• область распространения,
• назначение,
• характер потребления,
• условия предоставления.
Область распространения | Назначение | Характер потребления | Условия представления |
Население, производство; общество в целом (жилищно-коммунальные перевозки грузовые и пассажирские, услуги банковские, правовые, медицинские и др.) | Материальные (ремонт и обслуживание техники); нематериальные или социально-культурные (образование, культура, медицина) | Индивидуальный; коллективный | Платные, льготные или бесплатные (инвалидам, беженцам, пенсионерам, участникам войн и др.) |
Рис.6.1 - Признаки классификации услуг
Услуга — это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя".
Утвержден «Общероссийский классификатор услуг населению», содержащий 13 классификационных группировок:
• бытовые,
• пассажирского транспорта,
• связи,
• жилищно-коммунальные,
• учреждений культуры,
• туристические и экскурсионные,
• физической культуры и спорта,
• медицинские, санаторно-оздоровительные, ветеринарные,
• правового характера,
• банков,
• в системе образования,
• торговли, общественного питания, рынков,
• прочие.
Термин "производственная услуга" отсутствует в международных стандартах. В российской практике применяют как этот термин, так и другой -"работа", хотя они не являются синонимами. Производственная услуга, согласно основополагающим стандартам ТСС — это услуга по удовлетворению нужд предприятий и организаций. Сюда можно отнести наладку и техобслуживание оборудования, опытно-конструкторские работы и т.п.
Поскольку такого рода услуги стали объектом сертификации, потребовалось четкое определение их параметров и принятие "Перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации".
Но на сегодняшний день классификация и терминология по услугам находятся в стадии формирования и гармонизации с международными правилами. Так, для производственных услуг пока применяется "Общесоюзный классификатор работ и услуг", в котором выделены следующие области их распространения":
• сельское хозяйство;
• транспорт;
• материально-техническое снабжение;
• торговля;
• промышленность;
• машиностроение.
Но эту область стандартизации нельзя считать завершенной, так как она не охватывает новых видов услуг, не гармонизирована с международной классификацией по стандарту ИСО 9004.2 и не учитывает современный ассортимент услуг по каждой из указанных группировок. Положительная сторона в ситуации, связанной с проблемой стандартизации услуг в России — наличие достаточно полной законодательной базы. Учитывая, что решение о государственной стандартизации услуг в РФ было принято лишь в 1992 г., (можно говорить о значительном продвижении в создании юридических основ для разработки требований к услугам, что видно из приведенных в табл. 6.1 данных.
Таблица 6.1. Нормативные акты, в области стандартизации услуг в РФ
Вид услуги | Нормативные акты | Год принятия |
2 | ||
Правовые | Гражданский кодекс РФ Арбитражный процессуальный кодекс РФ | |
Информационные | Закон "Об информации, информатизации и защите информации" | |
Бытовые | Правила бытового обслуживания населения РФ | |
Связи | ФЗ "0 связи" | |
Пассажирские пе-ревозки | ФЗ "0 федеральном железнодорожном транспорте" Конвенция о международной гражданской авиации Водный кодекс РФ ФЗ "0 безопасности дорожного движения" | 1994 1995 |
Жилищно-коммунальные | Правила предоставления коммунальных услуг Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" | |
Учреждений куль-туры | Основы законодательства РФ "0 культуре" | |
Физкультуры и спорта | Об основах законодательства о физической культуре и спорте | |
Банковские | Закон РСФСР "0 банках и банковской деятельности в РСФСР" Изменения и дополнения в редакции ФЗ | 1992 1995 |
Туристические | ФЗ "Об основах туристической деятельности в РФ" | |
Торговли | Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров Правила розничной торговли алкогольной продукцией на территории РФ и др. | |
Общественного питания | Правила оказания услуг общественного питания | |
Образования | Закон РФ "Об образовании" Изменения и дополнения в редакции ФЗ | 1992 1996 |
Медицинские | Закон РСФСР "0 санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" |
Примечание: ФЗ—федеральный закон.
Наряду со стандартизацией самих услуг проводится и стандартизация систем обеспечения качества услуг, что необходимо для сертификации отдельных видов услуг (в частности, упомянутых выше). Уже действует ГОСТ Р 50691-94 "Система качества. Модель обеспечения качества услуг", подготовленный на основе международных стандартов ИСО серии 9000. Петля качества услуг включает такие составляющие, как маркетинговые исследования рынка услуг; проектирование услуги; требования к услуге; организация технологического процесса и контроля; предоставление услуги; результат услуги; оценка исполнителем и заказчиком. Нормативное обеспечение петли качества составляют как государственные стандарты, так и стандарты предприятия (технические условия), которые конкретизируют требования сообразно виду услуги и возможности организации, предоставляющей их (рис. 6.2).
Международная организация по стандартизации, придавая важное значение стандартизации услуг, с 1998 г. начала проводить международные семинары, главная цель которых — получить от заинтересованных сторон информацию о спросе на международные стандарты на услуги. Оказалось, что наиболь-шая потребность на сегодняшний день — в стандартизации гостиничного дела и выставок. Наиболее актуальной для гостиничного дела признана международная стандартизация условных знаков, методов обеспечения безопасности и управления чрезвычайными ситуациями. Некоторые пиктограммы широко используются во всем мире и рассматриваются как стандартизованные, они включены в национальные стандарты многих государств, стали международными де-факто и являются одним из обязательных объектов стандартизации гостиничного дела (рис. 6.3).
B России ведется интенсивная работа по стандартизации гостиничного дела и гармонизации требований ГОСТ с международными. Начало было положено принятием ГОСТ 50645-94 "Классификация гостиниц", который полностью гармонизирован с международной практикой. В нем содержатся требования к определению категории гостиницы, нормы обеспечения безопасности, жизни и здоровья гостей, гарантии охраны их имущества, принято обозначение категории по пятизвездной системе.
Наиболее важными объектами международной стандартизации выставочных услуг признаны распорядительная деятельность персонала, бухгалтерское дело (платежи, управление рисками), связь с потребителями, маркетинг, охрана здоровья и техника безопасности, методы анализа эффективности выставок.