Одним из главных условий учебной деятельности и многих видов труда является организация запоминания путем использования специальных приемов заучивания. Основные из них следующие:
Постановка цели запоминания. Можно несколько раз прочесть какой-либо текст и не суметь воспроизвести его достаточно полно и точно, пока установка "читаю-воспринимаю" не будет заменена установкой "читаю-запоминаю". Как только цель поставлена, продуктивность запоминания существенно возрастает.
Установка на длительность запоминания. Прочность сохранения материала зависит от того, какая принята установка: запомнить надолго или на короткий срок. Запоминаемый материал сохраняется значительно более прочно и длительно, если имелась установка запомнить на долгий срок, тем более навсегда.
Предварительная специальная обработка материала, подлежащего запоминанию. Предварительно запоминаемый материал должен быть внимательно изучен. В нем следует выделить наиболее существенное, найти смысловые опоры памяти, его можно перегруппировать в зависимости от задач запоминания. Тщательно изучаемый и анализируемый материал может переходить в творчество, что является высшей целью любого обучения.
|
|
Очень полезно для запоминания связывание его содержания с жизненным опытом человека, с основными целями и задачами деятельности.
Полная сосредоточенность внимания на процессе запоминания. Без напряженного внимания процесс заучивания не может быть продуктивным.
При заучивании необходимо соблюдать следующие правила повторения:
а) повторять материал нужно своевременно, так как наиболее интенсивно забывание идет в первые часы и дни после запоминания;
б) повторять материал лучше распределенно во времени, а не концентрированно. Например, заучив стихотворение, лучше прочитывать его дважды по два раза в день (утром и вечером) в течение четырех дней, чем сразу 16 раз подряд;
в) в процессе заучивания необходимо чередовать повторение текста в целом с повторением его по частям;
г) продуктивность заучивания следует проверять не узнаванием, а воспроизведением, не глядя в текст. Лишь после этого правильность воспроизведения можно проверить по тексту.