Задание для самостоятельной работы №8. Проанализируйте приведенные примеры

Проанализируйте приведенные примеры. Какие феномены в них описаны? Что и как привлекает наше внимание? В каких случаях в основе избирательности внимания лежит периферическая или центральная настройка?

1. Педагоги умеют следить за детьми, делая вид, будто не глядят на них.

2. Ожидая удара часов, мы так проникаемся мыслью о наступающем звуке, что нам кажется, будто уже бьет желанный или страшный час.

3. При малейшем шелесте в лесу охотнику мерещится дичь, беглецу - преследователи, трусу - опасность.

4. Влюбленный при виде каждой женской шляпки воображает, что под ней скрывается головка его кумира.

5. Если спросить ребенка о характерных чертах цветка или птицы, он легко назовет знакомые черты: листья, лепестки, ножка или хвост, клюв, крылья. Но в то же время ребенок может часами глядеть на птицу, не замечая ноздрей, когтей, перьев, пока взрослый не обратит его внимание на эти признаки.

6. РЕЧЬ

Исследования зоопсихологов показали, что животные, общаясь, могут выразить лишь свои собственные эмоциональные состояния, намерения, требования. Главная же особенность человеческой речи заключается в том, что человек способен в свое сообщение вместить нечто внешнее, сказать что-то о каких-то предметах, их свойствах и отношениях.

В соответствии с дарвиновской теорией эволюции выжили и составили человечество те, кому удалось наладить сложные формы взаимодействия и выработать сложные коммуникативные системы их организации.

Таким образом, человеческая речь создавалась людьми для организации совместного взаимодействия с миром, и это отразилось на ее устройстве, но одновременно коренным образом изменились и отражательные, регулятивные, коммуникативные механизмы человеческой психики, они стали вербально опосредованными.

Вербальное опосредование. Люди, включенные во всевозможные виды совместной деятельности, общаясь, создали свой общий мир, так что каждый из нас, выстраивая собственный мир, опирается не только на свой опыт взаимодействия с действительностью, но и на опыт, накопленный человечеством и зафиксированный во всевозможных знаковых формах. Важно, что этот опыт максимально освобожден от субъективности, что в нем сохраняется все общее и существенное для людей данной культуры. Этот общий опыт существует в культуре, и люди, решая всевозможные жизненные задачи, формируя новые знания и новые способы действия, используют этот опыт. Таким образом, взаимодействие с миром человека, выросшего в обществе, не непосредственно, а опосредованно общечеловеческими знаниями. Естественно, опосредована и отражательно-регулятивная сторона этого взаимодействия, т.е. человеческая психика.

Формы этого опосредования в настоящее время интенсивно исследуются в современной когнитивной психологии в ходе изучения репрезентации в когнитивных структурах человека окружающей действительности, т.е. того, как мир представлен в человеческой психике. Д. Брунер, один из основателей когнитивной психологии, выделяет следующие виды репрезентации:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: