double arrow

Микропериоды младенческого возраста

В большинстве периодизаций детского развития младенческий возраст рассматривается как целостный и единый период. Так, например, в периодизации Д. Б. Эльконина, которая излагалась в первой части учебника (с. 76) первый год жизни является одним этапом, на котором ребенок преимущественно осваивает систему отношений со взрослым. Действительно, на протяжении всего младенческого возраста ребенок живет в одних и тех же условиях и остается физически и психологически связанным со взрослым. Однако характер этой связи на протяжении первого года жизни существенно меняется. Чем младше ребенок, тем более быстрыми темпами происходит его психическое развитие. Поэтому первый год жизни — период самых интенсивных и быстрых изменений в психике ребенка. За первые 12 мес младенец проходит поистине громадный путь в своем развитии. В 2—3 мес он воспринимает окружающий мир и близких взрослых принципиально иначе, чем в 10—12 мес. Столь быстрые качественные изменения в отношении ребенка к миру и в характере его деятельности побуждают к выделению определенных этапов развития внутри первого года жизни. М. И. Лисина, опираясь на исследования психики младенца, выделяла три таких этапа. Каждый из них характеризуется своеобразной социальной ситуацией развития, типом ведущей деятельности ребенка и главным новообразованием данного периода. Первый этап — новорожденность — охватывает первый месяц жизни ребенка. В этот период организм младенца адаптируется к внешнему миру и настраивается на восприятие взрослого. Благодаря личностной, индивидуальной обращенности взрослого к младенцу в конце первого месяца появляется зрительное сосредоточение на лице взрослого и обращенная к нему улыбка.

Второй этап продолжается от 1 до 6 мес. В это время главной и ведущей деятельностью младенца является непосредственно-эмоциональное, или ситуативно-личностное, общение со взрослым, в котором происходит интенсивное развитие личности и всех психических процессов ребенка. В конце этого периода возникают первые активные действия ребенка, направленные на предмет. Третий этап занимает вторую половину первого года жизни. В этом возрасте у ребенка формируется и выходит на положение ведущей манипулятивная деятельность с предметами. Главной для ребенка становится ситуативно-деловая форма общения со взрослым. Более подробному рассмотрению этих периодов первого года жизни посвящены следующие три главы учебника.

• В психологии существуют различные подходы к пониманию и исследованию младенческого возраста. В бихевиоризме младенец рассматривается как природное существо, которое приспосабливается путем научения к новым условиям своей индивидуальной жизни. В концепции Ж. Пиаже младенец — максимально эгоцентричное и аутичное существо, которое еще не может дифференцировать себя от объектов внешнего мира. В психоаналитической концепции ключевое значение придается ранним отношениям младенца с близким взрослым, которые имеют в основном инстинктивный характер. Последователями психоаналитического направления было обнаружено явление госпитализма, которое заключается в резком отставании и деформации психического развития ребенка при дефиците общения со взрослым.

• Л. С. Выготский рассматривал младенца как максимально социальное существо, поскольку с момента рождения все его отношения с миром опосредованы близкими взрослыми. Психологическое отделение от взрослого происходит в более поздние периоды. На первом году вся психическая жизнь ребенка осуществляется во взаимодействии со взрослыми.

• Младенец не пассивное существо, реагирующее на внешние сигналы. Он не только принимает воздействия матери, но и сам активно влияет на ее поведение и способен к полноценному диалогу.

• Младенческий возраст не является однородным периодом. Внутри него выделяются три качественно своеобразных периода психического развития ребенка: новорожденность, первая и вторая половины первого года жизни.

1. Каковы основные подходы к пониманию и исследованию младенческого возраста?

2. Что такое «госпитализм»? Каковы основные симптомы и причины этого явления?

3. Почему младенца можно рассматривать как максимально социальное существо?

4. Какими фактами можно доказать психическую общность младенца и взрослого?

5. В чем проявляется активность младенца?

6. Какие этапы психического развития ребенка выделяются на первом году жизни?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: