Формы организации здоровьесберегающей работы в ДОУ

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, в том числе и в ДОУ – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения и воспитания детей и подростков, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье воспитанников (учащихся) и воспитателей (педагогов).

Формы организации здоровьесберегающей работы:

· физкультурные занятия

· самостоятельная деятельность детей

· подвижные игры

· утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)

· двигательно-оздоровительные физкультминутки

· физические упражнения после дневного сна

· физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами

· физкультурные прогулки (в парк, на стадион)

· физкультурные досуги

· спортивные праздники

· оздоровительные процедуры в водной среде.

Существующие формы использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно выделить в три подгруппы:

Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

Здоровьесберегаюшие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Стретчинг – упражнения по музыку на утренней зарядке, на пляже, на спортивных площадках, при плохой погоде – в физкультурном зале. Проводить могут тренеры, спорт-инструкторы, либо сами вожатые, воспитатели, в условиях санатория – аниматоры. Показан для улучшении осанки и профилактики плоскостопия.

Динамические паузы – можно проводить во время ожидания начала крупных общелагерных мероприятий, спортивных соревнований. Рекомендуется проводить паузы для всех детей и подростков в качестве профилактики утомления, могут включать в себя элементы гимнастики.

Подвижные и спортивные игры – как часть занятия в спортивных секциях, на прогулке, стадионе, в отрядной комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно должны проводиться для всех возрастных групп. Игры, элементы спортивных игр подбираются в соответствии с возрастом детей, местом и временем их проведения.

Релаксация – в любом подходящем помещении, на отрядных местах, в зонах рекреации в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.

Гимнастика пальчиковая – рекомендуется проводить для воспитанников младших отрядов ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз – применяется обычно в условиях санаторно-курортного лечения под руководством опытных медицинских работников ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал.

Гимнастика дыхательная – может ипользоваться в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Для этого необходимо обеспечить проветривание помещения, педагогу или медицинскому работнику следует дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – используется в санаториях в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

К формам организации здоровьесберегающей работы в ДОУ также относятся формы, способствующие обучению воспитанников основам здорового образа жизни.

Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах (в условиях санаториев) или на свежем воздухе на спортивных площадках или стадионе (в условиях лагеря). Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Если занятие проводится в помещении, то перед проведением необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно-игровые (игровые тренинги и игровая терапия) – проводятся в свободное отрядное время (возможно во второй половине дня). Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано незаметно для детей, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 минут (в отрядах среднего и старшего возраста). Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия творчеством, рисованием, лепкой и др.

Занятия из серии «Здоровье» -1 раз в неделю по 30 минут (в отрядах младшего, среднего возраста). Могут быть включены в план-сетку занятий в качестве познавательного развития.

В утренние часы в условиях санатория возможно проведение точечного массажа специалистами-медиками. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня (в условиях санатория). Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: