Классификация здоровьесберегающих технологий

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

К первой группе относятся:

· технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

Ко второй группе относятся:

· технологии оптимальной организации образовательного процесса и физической активности воспитанников;

К третьей группе относятся:

· разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть частными (узкоспециализированными), и комплексными (интегрированными).

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют:

· медицинские (технологии профилактики заболеваний);

· коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности);

· образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные);

· социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения);

· психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят:

· технологии комплексной профилактики заболеваний;

· технологии коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические);

· педагогические технологии, содействующие здоровью;

· технологии, формирующие основы здорового образа жизни (ОЗОЖ).

Воспитателю, вожатому, педагогу-организатору, учителю в организации и проведении здоровьесберегающих технологий необходимо учитывать следующие условия:

1) обстановку и гигиенические условия: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) смену видов деятельности: норма – 4-7 видов;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

4) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

5) наличие и выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих детей. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар,); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

6) место и длительность применения ТСО и ИКТ (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

7) позы воспитанников (учащихся), чередование поз;

8) физкультминутки и другие оздоровительные моменты – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

9) наличие в содержательной части вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

10) психологический климат;

11) наличие эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п..

Как уже отмечалось, существуют различные подходы к классификации здоровьесберегающих технологий. Рассмотрим более подробно группы здоровьесберегающих технологий, используемых в условиях ДОУ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: