Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
К первой группе относятся:
· технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
Ко второй группе относятся:
· технологии оптимальной организации образовательного процесса и физической активности воспитанников;
К третьей группе относятся:
· разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть частными (узкоспециализированными), и комплексными (интегрированными).
По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют:
· медицинские (технологии профилактики заболеваний);
· коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности);
· образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные);
|
|
· социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения);
· психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).
К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят:
· технологии комплексной профилактики заболеваний;
· технологии коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические);
· педагогические технологии, содействующие здоровью;
· технологии, формирующие основы здорового образа жизни (ОЗОЖ).
Воспитателю, вожатому, педагогу-организатору, учителю в организации и проведении здоровьесберегающих технологий необходимо учитывать следующие условия:
1) обстановку и гигиенические условия: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) смену видов деятельности: норма – 4-7 видов;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;
4) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;
5) наличие и выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих детей. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар,); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
|
|
6) место и длительность применения ТСО и ИКТ (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
7) позы воспитанников (учащихся), чередование поз;
8) физкультминутки и другие оздоровительные моменты – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
9) наличие в содержательной части вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
10) психологический климат;
11) наличие эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п..
Как уже отмечалось, существуют различные подходы к классификации здоровьесберегающих технологий. Рассмотрим более подробно группы здоровьесберегающих технологий, используемых в условиях ДОУ.