Приведенные характеристики позволяют сделать вывод

что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

Формирование культуры здорового образа жизни - является одним из приоритетных направлений организации летнего досуга и оздоровления детей и подростков в условиях ДОУ, т.к. здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет.

Для ребенка этой средой является система образования (к которой относятся и ДОУ). Это связано с тем, что с пребыванием в организациях образования связано более 70% времени ребенка.

В то же время в этот период происходит интенсивный физический рост и психологическое, интеллектуальное развитие, формирование здоровья на всю предстоящую взрослую жизнь.

Однако в этот период организм ребенка также наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды, что, несомненно, требует формирование основ здорового образа жизни и профилактики вредных привычек.

В течение всего учебного года школьники подвергаются различным негативным факторам, влияющим на состояние здоровья и психо-эмоциональной сферы ребенка. Интенсивная занятость, не всегда подвижный образ жизни в школе и дома приводят к стрессам, заболеваниям различных систем (опорно-двигательного аппарата, эмоциональной неустойчивости, органов пищеварения и др.)

Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье детей:

· Стрессовая педагогическая тактика;

· Несоответствие методик и технологий обучения и воспитания возрастным и функциональным возможностям дошкольников;

· Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации воспитательного процесса;

· Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

· Несовершенство существующей системы физического воспитания;

· Интенсификация учебного процесса;

· Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

· Частичное разрушение служб дошкольного медицинского контроля;

· Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Современное определение понятия ДОУ в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» объединило возникшее в последнее время многообразие различных форм дополнительного образования в сфере летнего детского отдыха (детский центр отдыха и оздоровления детей, база детского отдыха, летний дом детского отдыха, экологическая площадка, дача, детский лагерь санаторного типа, летний детский сад и т.п.).

Оздоровительно-образовательная деятельность признается основой функционирования этих учреждений, а ее специфика определяется направленностью на формирование личностных компетенций.

Под оздоровительной деятельностью понимается создание комплекса условий и реализация мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей и подростков, профилактику заболеваний, текущее санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания и отдыха в экологически благоприятной среде, закаливание организма, занятия физической культурой и спортом.

Под образовательной деятельностью подразумевается реализация дополнительных образовательных программ, обеспечивающих актуализацию и адаптацию потенциальных ресурсов ребенка через самоопределение и самореализацию в образовательной деятельности, как в формальной, так и в неформальной сфере ДОУ в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации».

Соответственно, задача оптимального сочетания образования и оздоровления в сфере детского отдыха и оздоровления обозначена как актуальная и перспективная стратегия развития данной сферы.

Выделим такие новые функции ДОУ как: рекреативно-экологическую, лечебно-оздоровительную, психотерапевтическую, социокультурную, развивающую, коммуникативную, пропедевтическую, компенсаторно-профилактическую.

Изменение приоритетных целей и направлений в сфере организации летнего отдыха детей в настоящее время предопределено политикой государства.

Определение лагеря как оздоровительно-образовательного на первое место выдвинуло задачу внедрения инновационных направлений деятельности, где исходным источником выступает все же здоровье ребенка - физическое и психологическое. Комплексное оптимальное сочетание образовательных и оздоровительных технологий определяет и новый характер оздоровительно-образовательной среды - адаптивный и здоровьесберегающий.

Адаптивный характер оздоровительно-образовательной среды определяет ее основное предназначение, т.е. содействовие образованию здоровой личности. Содействие образованию здоровой личности означает:
физическое оздоровление всего организма как базисная основа личностного развития ребенка; психическое оздоровление как компенсирующий процесс общего оздоровления личности, как баланс различных психических свойств и процессов (умением отдать и взять у другого, быть одному и быть среди людей, любовью к себе и любовью к другим и т.д.); психологическое оздоровление как «интеграл жизнеспособности» и человечности индивида, как самоцель человека и глобальная цель развития.

Критериями эффективности оздоровительно-образовательной среды являются компетентности, формируемые и развиваемые у детей и подростков в условиях детского оздоровительного учреждения (лагеря, центра, комплекса и др.): физическая, коммуникативная, эмоциональная.

Физическая компетентность - способность человека управлять своей физической природой с целью актуализации резервных потенциалов, дифференцированно использовать актуализированные биологические и физиологические резервы систем организма в целом в условиях реального времени соразмерно с заданными пространственными и временными параметрами для обеспечения устойчивой реализации и устойчивого сохранения его генетических, физиологических, психологических, социальных функций и здоровья в условиях влияния на него меняющихся факторов внешней и внутренней среды.

Коммуникативная компетентность - система внутренних ресурсов, необходимых для осуществления человеком эффективных коммуникативных действий в широком диапазоне ситуаций межличностного взаимодействия. Эти ресурсы включают в себя следующее: когнитивные возможности человека в области коммуникативных действий, правила регуляции коммуникативного поведения и средства его коррекции.

Эмоциональная компетентность - способность человека к саморегуляции личностной эмоциональной сферы. Основными аспектами формирования данной компетенции являются:

- умение ребенка осознавать и оценивать себя (свои сильные и слабые стороны, свои чувства и поведение, причины их появления и последствия, к которым они приводят, составлять план личного развития);

- актуализация положительных эмоциональных состояний (удовлетворение интеллектуальных потребностей; мотивация достижения; ощущение радости от успеха, новых открытий; предвкушение интересной работы, общения, игры, праздника; бодрое настроение и т.д.);

- нейтрализация негативных состояний (неуверенность в собственных силах, повышенная тревожность, негодование, обида, зависть, страх и т.д.);
- развитие саногенного мышления, которое уменьшает внутренний конфликт, напряженность, позволяет контролировать эмоции, потребности и желания, осознание психических состояний, рефлексия на фоне релаксации (противодействие отрицательным эмоциям, стрессам);
- формирование навыков управления эмоциональными состояниями, навыков психологической защиты, навыков анализа собственных эмоциональных состояний.

Программно-вариативный подход к организации деятельности рассматривают ученые-теоретики (А.В. Волохов, М.И. Рожков, И. Фридман и др.), так же как и практики, они признают этот подход наиболее эффективным в условиях оздоровительно-образовательной среды в силу ряда причин:

во-первых, вариативно-программный подход позволяет обеспечить ресурсность содержания деятельности. Субъект деятельности (ребенок) имеет возможность выбирать, чем ему заниматься летом, в каникулы, в свободное время. Свобода выбора обуславливает свободу времени (свободное время – «я делаю то, что хочу»), а соответственно, отсутствие «давления» взрослых. Взрослый – педагог, вожатый, воспитатель, педагог-организатор в данной ситуации оказывается в позиции сопровождения детской жизни и может рассчитывать на «незаметное», а, следовательно, и более эффективное воздействие.

В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка (а не в рамках обязательного воспитательного мероприятия) происходит развитие лучших нравственных качеств личности последнего. Поэтому воспитателю, вожатому, педагогу-организатору так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, помнить о приоритетности развития ребенка. Девиз: «Не навязывать, а сопровождать!», должен стать приоритетным в воспитательной деятельности. Главная задача воспитателя: педагогическая поддержка и психологическое сопровождение ребенка, подростка в условиях здоровьесберегающей воспитательной среды ДОУ.

во-вторых, вариативно-программный подход позволяет обеспечить ресурсность оздоровительно-образовательной среды, позволяет решить проблему однообразия жизнедеятельности;

в-третьих, вариативно-программный подход позволяет обеспечить ресурсность личности ребенка. Это означает, что при наличии свободы и возможности выбора ребенок попадает в ситуацию выбора, что само по себе является отдельной историей. Для нас же важно, как ребенок ведет себя в данном выборе - можно выбирать то, что легко и просто, не вызывает сложностей в действии, - отсюда однозначная позиция адаптивной активности, а соответственно, и актуализации тех адаптивных ресурсов, которые уже прошли свою адаптацию, и ребенок не боится данного относительно нового. Можно выбирать то, что является принципиальной проблемой в преодолении, вызывает смятение, но побуждает к активному действию. Какова логика построения программы?

Принцип построения вариативных программ развития оздоровительно-образовательной среды это, прежде всего:

· непременный оздоровительный эффект на уровне как физического, так и социально-психологического компонента;

· динамика продвижения всего комплекса программ как единого целого и внутренняя динамика каждой из программ;

· интеллектуальное наполнение программ, где знание не выступает в виде готового результата, или формулы, или алгоритма, - оно должно быть представлено как результат конкретной деятельности, и именно эта деятельность и ее способы должны стать предметом интеллектуального освоения;

· симбиоз различных методологических, технологических, содержательных стратегических направлений при ведущей доминанте одного их видов деятельности.

По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере - это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям.

Следовательно, технологию, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.

Здоровьесберегающие технологии предполагают активное участие самого ребенка в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения,который приобретается черезпостепенное расширение сферы общения и деятельности ребенка, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Из выше сказанного следует, что в педагогической теории и практике закрепилось определение понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии».

Анализ показывает, что специалисты вкладывают в него разный смысл. Директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН доктор медицинских наук, профессор Владислав Ремирович Кучма справедливо отмечает, что педагоги считают, будто здоровьесберегающие образовательные технологии – это дело медицины, гигиены и физкультуры.

Медики считают, что возможность оздоровления детей заключается, прежде всего, в психолого-педагогических возможностях самого образовательного процесса. Следует, однако, различать понимание здоровьесберегающих технологий как банальное добавление в школьное расписание третьего урока физической культуры (Н.К.Смирнов). Следовательно, «здоровьесберегающие образовательные технологии» следует дифференцировать от здоровьесберегающих необразовательных технологий, в том числе:

- медицинских;

- гигиенических (правильное питание, режим, необходимая двигательная активность);

- психологических (технологии саморегуляции).

Чтобы дифференцировать выше приведенные подходы, Н.К. Смирнов предложил использовать в практике два термина: «здоровьесберегающие образовательные технологии» (педагогические) и «здоровьесберегающие технологии в образовании». К последним можно отнести все технологии, которые применяются в образовательном процессе современной школы разными специалистами. Кроме выше перечисленных, к ним можно отнести здоровьесберегающую работу логопедов, дефектологов, социальных педагогов, правоохранительных органов.

Таким образом, здоровьесберегающая образовательная технология представляется в виде системы, состоящей из используемой педагогической технологии + педагогических мер по снижению ее возможного неблагоприятного воздействия на ребенка + работы по воспитанию культуры здоровья.

Функции здоровьесберегающих технологий:

· формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;

· информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

· диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;

· адаптивная: воспитание у учащихся направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.

· рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

· интегративная: объединяет опыт народной педаагогики, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: