Психические познавательные процессы в юридической деятельности

В профессиональной деятельности юриста получение информации и ее запоминание являются той основой, на которой строятся все практические действия.

Как известно, познавательная деятельность включает в себя следующие процессы: 1) сенсорные познавательные процессы отражают отдельные свойства, качества предметов, явлений и ситуаций (ощущения); 2) перцептивные познавательные процессы, отражающие предметы и явления в их целостном виде (восприятие); 3) мнемические процессы, формирующие образы памяти; трансформация представлений памяти в новые образы обозначается как процессы воображения; 4) мыслительные (интеллектуальные) процессы, которые отражают существенные закономерные связи между предметами явлениями и ситуациями.

Насколько важно для юриста обладать всей полнотой информации о психических познавательных процессах в юридической деятельности, можно понять, представив структуру свидетельских показаний. Они являются продуктом процессов восприятия юридически значимого события свидетелем, его понимания, запечатления, сохранения и последующего воспроизведения.

Ощущением называется элементарный, далее уже неразложимый психический процесс, при помощи которого в сознании человека отражаются отдельные свойства, качества предметов, явлений, ситуаций. Ощущения являются основой более сложных познавательных процессов, таких как восприятие, память, мышление, воображение.

В ощущениях отражаются объективные качества предмета и интенсивность воздействующих на нас раздражителей.

Восприятие предполагает комплексное отражение в сознании человека предметов, явлений и ситуаций. Физиологической основой ощущения и восприятия является деятельность органов чувств (анализаторы). Но восприятие зависит как от объекта восприятия, так и от индивидуальных особенностей воспринимающего человека. Восприятие – это сложный динамический процесс. Необходимо произвести множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ объекта. Например, восприятие человеком другого человека. Свидетель не только воспринимает целостный облик и отдельные элементы внешности, но и вольно или невольно оценивает воспринимаемого человека по многим позициям (возраст, социальный статус, род занятий и т.п.). Точность и объективность такого оценивания во многом определяется особенностями личности самого свидетеля (жизненный опыт, направленность личности, акцентуация характера, установки и др.).

Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении или ситуации. Внимание к одному или нескольким объектам предопределяет невнимание ко всем остальным (проявляется избирательный характер сознания).

Направленность внимания определяется интересом, значением конкретных фактов для определенного человека (все то, что тесно связано с его деятельностью, работой, которую он выполняет).

Юрист, решая профессиональные задачи, должен иметь представление о расстройствах внимания. Под рассеянностью внимания обычно понимают нарушение способности к концентрации внимания и сосредоточенной деятельности. Рассеянность может быть обусловлена: 1) низким уровнем внимания; 2) чрезмерной концентрацией на единственном объекте; 3) неустойчивостью внимания на объекте (неподконтрольное переключение на другие объекты). Причинами рассеянности могут наследственные факторы, а также возможное подражание в детстве кому-то из родителей, страдавшему таким расстройством внимания. Расстройства внимания могут быть обусловлены физической либо психической травмой.

Память – это сложный психический процесс, структура которого имеет следующий вид: 1) запечатление предметов, явлений и ситуаций; 2) сохранение запечатленного (запомненного); 3) воспроизведение или узнавание при повторном восприятии запечатленного (запомненного).

В психологии память определяется как интегративный психический процесс, который охватывает результаты ощущений, восприятия и мышления.

Среди разновидностей памяти выделяют следующие: а) наглядно-образная память (запоминание зрительных, слуховых, вкусовых, температурных и других образов); б) словесно-логическая память (запоминание и воспроизведение мыслей); в) двигательная (моторная) память; г) эмоциональная память (запоминание эмоциональных состояний, имевших место быть в прошлом).

В профессиональной деятельности юриста нельзя не учитывать, что при запоминании некоторые используют преимущественно зрительные образы, другие отдают предпочтение слуховым образам, третьи – двигательным. То есть важное значение в решении практических задач имеет определение так называемого ведущего типа памяти. Например, если удалось определить ведущий тип памяти у допрашиваемого лица, то допрашивающей может более точно формулировать вопросы, направленные на извлечение информации из памяти определенного вида. С другой стороны, сам юрист должен представлять, какой у него тип памяти является ведущим, чтобы использовать эту свою особенность с максимальной эффективностью для качественного запоминания необходимой информации.

В зависимости от продолжительности хранения запечатленной информации память подразделяют на долговременную и кратковременную.

Качество запоминания во многом определяется тем, какое место занимает данная информация в жизни человека и каковы перспективы ее дальнейшего использования.

Большое влияние на процесс запоминания оказывает эмоциональное состояние человека. На фоне повышенных эмоциональных состояний качество запоминания становится выше. Если явление или ситуация вызывают сильные эмоции, то мыслительная деятельность участника судопроизводства будет более активна, предопределяя неоднократный возврат к эмоционально ярко окрашенному эпизоду прошлого. То есть юристу необходимо учитывать индивидуальные характерологические особенности участников юридически значимых процедур (при прочих равных условиях одни люди склонны к запоминанию приятного, другие – неприятного).

Большую роль при запоминании материала играет установка на запоминание. Если человек понимает, что запоминаемый материал для него жизненно важен, то процесс запоминания будет более эффективен, чем при других условиях.

Для правильной оценки показаний участников судопроизводства юристу важно иметь представление о факторах, которые могут повлиять на процесс развития памяти человека, Память не является некоей постоянной величиной, она меняется в течение всей жизни как количественно, так и качественно. В возрасте от 18 до 25 лет память обычно улучшается, до 45 лет сохраняется на одном и том же уровне, затем постепенно начинают обозначаться негативные тенденции.

Юристу при выполнении своих профессиональных обязанностей приходится сталкиваться со случаями нарушения памяти (амнезии). Провалы памяти могут быть следствием полученной травмы или обморочного состояния. Амнезия может быть последствием аффективного состояния (провалы в памяти в отношении событий, которые непосредственно предшествовали аффекту и происходили в период аффекта).

Преодоление амнезии в ряде случаев возможно посредством использования ассоциативного метода и применения гипнорепродукции.

Юридическая деятельность предполагает решение самых разнообразных мыслительных задач. Мышление как психический познавательный процесс всегда направлено на выявление существенных, закономерных связей и отношений между объектами реальности. Посредством мышления юрист способен познать такие стороны объективной действительности, которые не доступны для сенсорных и перцептивных познавательных процессов.

Мышление неразрывно связано с речью и протекает на языковой основе. Слова являются своеобразной материальной оболочкой мысли. Мысль человека формулируется в образах, понятиях и суждениях.

Мышление включает в себя, прежде всего, анализ, синтез и обобщение. Выделяют несколько разновидностей мышления: 1) наглядно-действенное; 2) наглядно-образное; 3) абстрактное (теоретическое) мышление.

Мышление может быть дискурсивным (основано на системе взаимосвязанных умозаключений) и интуитивным (специфический метод познания, при котором возникает иллюзия прямого усмотрения искомого вывода). Юрист должен осознавать, что для решения профессиональных задач необходимо использовать все виды мышления, но при этом помнить, что удостоверение полученной значимой информации в материалах дела возможно только в дискурсивном формате.

Исследования процесса мышления показали наличие устойчивой корреляции между мышлением и другими психическими познавательными процессами (памятью, вниманием и восприятием).

Юрист должен иметь представления о расстройствах мышления. В частности, при решении профессиональных задач он может столкнуться с такими нарушениями мышления, как непроизвольный, непрерывный и неуправляемый поток мыслей (ментизм), паралогическое мышление, разорванное мышление, аутистическое мышление и др. Крайняя форма расстройства мышления называется бредом («интеллектуальная мономания»).

Воображение является специфическим видом психической деятельности, неразрывно связанным с памятью и мышлением. Воображение предполагает психический процесс построения нового образа на основе уже имеющегося опыта. Воображение может быть пассивным и активным. Пассивное, в свою очередь, подразделяется на произвольное и непроизвольное (гипнотическое состояние, сон). Активное воображение ранжируется на творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Активное воображение направлено в будущее, связано с решением творческой или личностной задачи.

Без развитого воображения юрист, в частности, неспособен эффективно заниматься реконструктивной и прогностической деятельностью (в частности, выдвигать обоснованные версии по делу, эффективно планировать свою деятельность и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: