double arrow

Роль общения в юридической практике. Процессуальные и непроцессуальные формы профессионального общения юриста


Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, содержанием которой является взаимный обмен информацией, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и воздействие индивидов друг на друга в целях установления взаимоотношений, благоприятных для процесса совместной деятельности. Названная форма взаимодействия включает в себя участников, контекст, сообщение (сообщения), каналы передачи информации, присутствие или отсутствие барьеров (шумов) и обратную связь.

Профессиональное общение имеет ряд важных характеристик.

Ориентированность. Профессиональное общение может быть социально либо личностно ориентированным. Общение, имеющее целью воздействие на конкретного человека, является личностно ориентированным. Общение с большой аудиторией через средства массовой информации или посредством выступления перед публикой с сообщением, докладом является социально ориентированным, так как рассчитано на множество людей.

Следующая характеристика профессионального общения – степень опосредованности общения. Это количественная характеристика профессионального общения, позволяющая оценить «дистанцию» общающихся лиц. Контакт человека с человеком «лицом к лицу» является непосредственным общением, межличностным по своей направленности. Однако в деятельности судебно-следственных работников и сотрудников правоохранительных органов существует и ярко выражено опосредованное общение посредством различных нормативно-правовых документов (приказов, распоряжений, отдельных поручений и т.п.) и осведомительных документов (оперативных ориентировок, сообщений, запросов и т.п.). Опосредованное общение может осуществляться через средства массовой информации, например, в случае обращения к населению с просьбой о помощи в розыске опасного преступника и др. В связи с опосредованным общением иногда говорят о симметричном или асимметричном общении. В первом случае естественными являются взаимные влияния, а во втором воздействие носит односторонний характер (например, приказ начальника или процессуальное решение следователя).




Очень важной является психологическая динамика общения. Психологическое содержание профессионального общения от контакта к контакту приобретает новые черты. Люди больше узнают друг друга, между ними могут возникнуть отношения доверия, взаимного уважения либо углубиться антипатия, отталкивание, неприязнь, приводящие к межличностным конфликтам. Динамика общения связана с оценками и переживаниями людей по поводу результативности контактов и содержания возникающих взаимоотношений. Общение влияет на изменения психических состояний и психических свойств людей как в положительном, так и отрицательном направлении.



Следующий аспект профессионального общения – семиотическая специализация общения. Эта характеристика общения раскрывается через понимание того, какими средствами пользуются работники в процессе деловых контактов.

Знаковое общение здесь может быть в форме: а) речевого общения (как устного, так и письменного); б) вторичных знаковых систем с опорой на язык (язык профессиональных и юридических сокращений, условных названий, псевдонимов, шифров, кодов, топографических знаков и т.п.); в) языка телодвижений, жестов, поз (так называемое личностно-смысловое невербальное поведение).

Еще одной весьма важной отличительной особенностью профессионального общения юриста является нормативная регламентация общения.

Коммуникативные формы, процедуры поведения юриста определяются правовыми нормами, предписывающими обязательное соблюдение установленных законодателем формул общения, процессуальный порядок речевого взаимодействия сторон. Эти процедуры детально описаны в законе, начиная с оснований, без которых не может состояться сам акт общения, и кончая процессуальными формальностями, завершающими диалог сторон с его особым порядком протоколирования. Нарушение характера общения, соблюдения сопутствующих ему различных формальностей процессуального характера согласно закону влечет за собой правовые санкции к тем, кто нарушил предусмотренный порядок общения, произвольно упростил его и т.п.



Особый вид и режим процесса профессиональной коммуникации предусмотрены законодателем и при вынесении приговора по уголовным делам (ст. 298,301 УПК РФ), в ходе принятия решений при разрешении гражданско-правовых споров (ст. 194 ГПК РФ).

Свои процессуальные особенности имеет коммуникативное поведение лиц при рассмотрении уголовных дел судами с участием присяжных заседателей (гл. 42 УПК РФ).

Процессуальный порядок профессионального общения юристов предусмотрен также и при совершении нотариальных действий юристами, работающими в государственных нотариальных конторах или занимающимися частной практикой. В случае отказа в совершении нотариальных действий они должны в определенной форме изложить причины отказа, разъяснить заинтересованному лицу порядок обжалования (ст. 48 Основ законодательства РФ о нотариате), а также имеют право допрашивать свидетелей (ст. 103 Основ).

Существуют и другие процедуры коммуникативного характера, включающие в себя отдельные акты общения, которые подробно не описаны в законе. Например, привлечение специалистов, экспертов, понятых к участию в судопроизводстве. В подобных случаях законодатель детально не регламентирует порядок общения, что иной раз создает неблагоприятные коммуникативные ситуации, когда лицо, которому, например, предлагают исполнить обязанности понятого, под каким-либо предлогом уклоняется от выполнения этой роли. Поэтому от юриста, помимо знаний закона, требуются еще и определенные коммуникативные способности устанавливать отношения с людьми, умение убедить человека, пробудить у него интерес к общению в связи с теми или иными обстоятельствами, имеющими правовое значение.







Сейчас читают про: