Методические рекомендации относительно методики оценивания качества знаний студентов юридического факультета

В процессе преподавания дисциплин преподавателями кафедры уголовно-правовых дисциплин предполагается разделить контрольными мероприятиями на несколько модулей (тематически совмещенным блокам тем курса примерно по 6-10 тем), в соответствии с количеством выделенных кредитов (1 кредит - 54 академических часа, или 36 астрономических часа). При этом, каждый курс логично строится из определенного количества тем, что студенты усваивают постепенно, проходя в лекционных, семинарских и практических занятиях, самостоятельной работе основные категории, задачи. Этот процесс предполагает и работу с научной литературой, и выполнение практических заданий, и усвоение нормативно-правовых актов. Учитывая, что овладение основами юридической профессии предполагает овладение студентами базовыми навыками риторики и одновременно практическими навыками подготовки процессуальных документов (навыками качественного владения письменного оформления юридического процесса) необходимым возникает сочетание, в процессе оценки их подготовки, качества различных форм работы (письменных и устных).

В связи с этим предусматривается учета уровня усвоения студентами знаний по определенной тематике, путем оценивания в один балл каждого вида выполненной работы:

Устный ответ на контрольный вопрос в процессе семинарского занятия (качественное устное дополнение ответов студентов) - засчитывается в 1 балл.

Правильное решение большинства тестового задания (или задачи) по теме - зачисляется в 1 балл.

Правильное выполнение большинства контрольных письменных заданий по теме - засчитывается от 1 до 3 баллов.

Выполнение письменной контрольной работы (реферата) по теме (или под теме) курса - засчитывается от 1 до 5 баллов (учитываются отдельно, содержание, оформление, библиографическое обеспечение, графические материалы).

Выполнение письменного научного сообщения по вопросу темы курса - засчитывается от 1 до 4 баллов.

Выполнение имеющегося графического материала для использования в учебном процессе (тематический поиск современной библиографической, энциклопедической, нормативной базы по теме, или вопросу темы курса) - засчитывается от 1 до 3 баллов (качество оформления и ссылок на источники).

Подготовка тезисов научного доклада на студенческую конференцию, с соответствующим участием в ее работе - от 5 до 15 баллов.

Отдельно оценивается также и посещение практических, семинарских занятий - до 1 балла (в зависимости от их количества по конкретной дисциплине).

Таким образом, по каждой теме курса студенты могут получить от 2-х до 6-ти баллов в процессе обучения (минимум 2 балла обусловлен сочетанием письменной и устной форм работы).

Например, курс уголовного права, излагается на юридическом факультете ХНУ им. В.Н. Каразина предусматривает 4 модуля, которые содержатся в 2-х разделах: «Уголовное право Украины. Общая часть»и«Уголовное право Украины. Особенная часть», сочетающие 18-20 базовых тем (количество тем может варьироваться). Минимальный уровень усвоения курса будет соответствовать примерно - 60 баллам, а, соответственно, максимальный - 100 баллам.

Авторы курсов, ответственные лекторы (профессорско-преподавательский состав) могут изменять количество и качество видов студенческой работы, будет оцениваться соответствующим балов системой. Это могут быть, например, такие виды работ: решение теоретических задач; подготовка рефератов; выполнение практического задания и т.д. При этом, за один вид работы может быть дана оценка не в один, а, например в 2 или 3 балла, если количество тем курса является небольшой (6-10 тем). Основным стандартом выступает то, что соответствие указанных 100 баллов традиционному представлению уровня подготовленности студента за "четырех балльной" системой будет примерно такой:

Неудовлетворительно - “2” – 0-49 балов – “FX”;

Удовлетворительно - “3” –50-59 балов – “Е”

Удовлетворительно – “3” – 60-69 балов - “D”;

Добре - “4” – 70-79 балов – “С”

Добре “4” – 80-89 балов – “B”;

Отлично - “5” – 90-100 балов – “А”.

Шкала баллов с разъяснениями требований в отношении каждого уровня знаний:

90-100 балов. Отлично (А). Студент обнаружил всесторонние, систематические и глубокие знания учебного материала дисциплины, предусмотренного программой; усвоил основную и дополнительную литературу, рекомендованную программой; проявил творческие способности в понимании, логическом, сжатом и ясном трактовке учебного материала; усвоил взаимосвязь основных понятий дисциплины, их значение для дальнейшей профессиональной деятельности, не затрудняется в формулировке ответа при переиначивании вопроса.

80-89 балов. Очень добре (В). Студент обнаружил систематические и глубокие знания учебного материала дисциплины выше среднего уровня; продемонстрировал умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой; усвоил литературу, рекомендованную программой; усвоил взаимосвязь основных понятий дисциплины, их значение для дальнейшей профессиональной деятельности.

70-79 балов. Добре (С). Студент обнаружил целом хорошие знания учебного материала дисциплины при выполнении предусмотренных программой задач, но предположил ряд заметных ошибок, усвоил основную литературу, рекомендованную программой; показал систематический характер знаний по дисциплине; способен к самостоятельному использованию и пополнение приобретенных знаний в процессе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

60-69 балов. Удовлетворительно (D). Студент обнаружил знания учебного материала дисциплин в объеме, необходимом для дальнейшего обучения и будущей профессиональной деятельности; справился с выполнением задач, предусмотренных программой; ознакомился с основной литературой, рекомендованной программой; предположил значительное количество ошибок или недостатков в ответах на вопросы при собеседованиях, тестировании и при выполнении задач и т.п., принципиальные из которых может устранить самостоятельно.

50-59 балов. Удовлетворительно (Е). Студент обнаружил знание основного учебного материала дисциплины в минимальном объеме, необходимом для дальнейшего обучения и будущей профессиональной деятельности; в основном выполнял задачи, предусмотренные программой; ознакомился с основной литературой, рекомендованной программой; предположил ошибки в ответах на вопросы при собеседованиях, тестировании и при выполнении заданий и т.д., которые могут быть устранены только под руководством и с помощью преподавателя.

0-49 балов. Неудовлетворительно с обязательным изучением дисциплины (FX). Студент не имел знаний по значительной части учебного материала; допускал принципиальные ошибки при выполнении большинства предусмотренных программой заданий; не способен самостоятельно усвоить программный материал и требует повторного изучения учебной дисциплины.

Составитель: к.ю.н., доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, юридического факультета, Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина - Слинько Дмитрий Сергеевич.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: