Таблица 2
Виды проверок | Особенности | Методы контроля |
Тематические Комплексные Фронтальные Аудиторские Мониторинг Срезы знаний | Плановые Оперативные Предварительные Повторные | Документальный контракт; обследование; наблюдение за фактическим состоянием проверяемого объекта; экспертиза; опрос организаторов и участников образовательного процесса; контрольные срезы знаний учащихся и иные правомерные методы, способствующие достижению цели контроля. |
Алгоритм управленческих действий при управлении качеством образования:
1. Сбор информации (маркетинг, мониторинг качества образования).
2. Проблемно-ориентированный анализ информации.
3. Целеполагание.
4. Мотивация кадров на достижение поставленных целей.
5. Диагностика ресурсов и условий их реализации.
6. Прогнозирование, программирование, планирование.
7. Организация деятельности.
8. Контроль организации деятельности.
9. Коррекция и регулирование деятельности.
10. Оценка результата.
Алгоритм управленческих действий при подготовке к контролю:
1. Определение объекта, установление целесообразности контроля;
2. Формирование цели и объёма контроля, его регулярности;
3. Отбор инструментальных ресурсов (методов, способов, кадров, финансовых и юридических основ, материально-технических и методических условий);
4. Создание информационной базы (банков данных, системы показателей и индикаторов, планов, программ, проектов, моделей и т.п.);
5. Установление принципов и норм планируемого контроля (этических, произ-
водственных, правовых);
6. Учет «ноу-хау», обеспечивающих особое качество процедур контроля.
Целевое назначение проверок по контролю качества образования
Таблица 3
Целевое назначение проверки | Содержание |
Условия, обеспечивающие качество образования | 1.Управление качеством образования; 2.Качество принимаемых управленческих решений и качество их исполнения; 3.Реализация условий: кадровых, нормативно-правовых, юридических, учебно-ме-тодических, материально-технических, санитарно-гигиенических, темпометрических, пространственных, временных и др. 4.Создание условий для удовлетворения культурно - образовательных потребностей и запросов населения. 5. Контроль организации образовательного процесса. 6. Контроль текущей успеваемости. |
Исполнение законодательства по контролю качества образования | 1.Соблюдение законодательных норм, прав участников образовательного процесса. 2.Соответствие учредительных документов действующему законодательству. 3.Исполнение нормативных и инструктивных документов. 5.Соответствие порядка и процедур аттестации действующему законодательству. 6.Контроль организации государственной итоговой аттестации выпускников ОУ. 7.Контроль организации промежуточной аттестации обучающихся ОУ. 8. Контроль сохранения контингента обучающихся, перевода и отчисления в соответствии с законодательными нормами. |
Исполнение государственных образовательных стандартов | 1.Выполнение государственных требований к уровню подготовки выпускников ОУ. 2.Соблюдение нормативных требований к максимальному объёму учебной нагрузки учащихся. 3.Полнота и сроки выполнения образовательных программ, уровень и направленность их реализации. 4.Реализация обязательного минимума содержания образовательных программ. 5.Выполнение региональных показателей в области обучения, воспитания и организации образовательного процесса. |
Этапы контроля в форме проверки:
1. Предварительный этап:
- определение цели, предмета, объекта контроля;
- выбор вида проверки;
- отбор методов контроля;
- планирование контрольной деятельности;
- формирование группы инспекторов, экспертов, методистов;
- инструктаж.
2. Диагностический этап:
1) проведение контрольных срезов знаний учащихся,
2) изучение документации;
3) анкетирование, тестирование, беседа с организаторами и участниками
образовательного процесса;
4) наблюдение за фактическим положением дел;
5) моделирование результатов;
6) эксперимент (при необходимости и\или в соответствии с планом работы);
3.Аналитический этап:
1) анализ полученной информации в ходе сравнения ее со среднестатистическими показателями по региону
2) выявление проблем и положительных результатов, определение причин их вызывающих;
3) разработка методических документов, проектов и программ по усовершенствованию управления и качества образования;
4) формирование методических рекомендаций.
4. Обобщающий этап:
1) согласование положений;
2) формирование выводов;
3) повторный контроль (при необходимости);
4) оказание методической помощи.
5. Принятие управленческого решения
в форме приказа, планируемой системы мер, акта проверки или решения коллегиальных органов управления образованием, и др.