Философия марксизма. Марксистская философия зародилась в 1840 гг

Марксистская философия зародилась в 1840 гг. Ее создатели - немец философы Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Философскими предпосылками марксизма явились диалектика Гегеля и материализм Фейербаха. Осн идеи марксизма отражены "Критике нобелевской философии права", "Тезисах о Фейербахе", "Капитале", "Диалектике природы" и др.

Осн вопросы:

1. диалектический материализм- основан на онтологической первичности материи относительно сознания и пост разв-я материи во времени. Согласно диал. мат-зму:

- материя - единств основа мира;

- мышление - неотъемлемое св-во материи;

- движение и развитие мира - рез-т преодоления его внутр противоречий.

2. Исторический материализм - теория развития общества по Марксу и Энгельсу. Осн тезисы предст в работе "К критике полит экономики":

- предельная основа общества - матер-ое произв-во. Оно опред обществ сознание и явл источником всех процессов.

- истор процесс - есть последовательная и закономерным смена общественно-эконом-х формаций, обусловленная ростом и соверш-ем способа произв-ва.

Истор мат-зм рассм общ-во как систему, развивающуюся эволюционной из-за постепенного развития произв-х сил, и ревлюционно с пом соц-х революций, обусл-х борьбой антагонистич-х классов за устан-е кач-нно новых произв-х отношений.

3. Материалистич понимание истории. В основе чел истории лежат матер потреб-ти (есть, одеваться), котоые явл стимулом для разве-я произв-х сил (орудий произв-ва). Произв силы дают толчок к разв-ю произв-х отношений. Совр. жизнь показывает, что развитие произв-х сил происх не за счет матер-х потреб-тей, а за счет идеальных потребностей. Нр: повысить соц. статус, выделиться из толпы.

4. Формации:

- первобытно-общинный строй - низк уров экон разв-я, примитив-ть орудий труда, отс-е класс раздел-я общ-ва, ср-ва произв-ва в общ-ой собств-ти;

- азиатский способ произв-ва - госуд.-общинный строй - объед-е общин в крупн образов-я с ценртализ-м управл-ем (обособл класс людей).

- рабовладельческий - сущ-ет частн собст-ть. Трудом занят клас рабов люди, лишен свободы. Рабов-цы организ-ют произв-во и присваивают рез-т труда;

- феодализм - в обществе выделяется класс феодалов - собственников земли и класс крестьян находящихся в зависимости от феодалов. Основной механизм побуждающий к труду - крепостное право;

- капитализм - класс капиталистов (буржуазия) - владельцы сред-ва произ-ва, рабочих (пролетариев) - не владеющих сред-ми произ-ва работающих на капиталистов по найму;

- коммунизм - все сред-ва произ-ва находится об общественной собственности, отсутствует классовое разделение частная собственность.

Смена формации осуществляется за счет противоречия произв-х сил и произв-х отношений. Произв-ые силы достигает такого уровня разв-я, когда должны измениться произв-е отношения, происходит изменение соц и полит структуры общества, меняется формация.

5. Проблема "отчуждения":

Сущность человека по марксизму совокупность всех общественных отношений. Следовательно человек отчужден от своей социальной природы (образования, от политики, от здравоохранения). Человек по марксу отчужден в той мере, в какой мере у него есть частная собственность, которая приносит доход. Человек отчужденный от самого процесса труда, если он не имеет частной собственности. Маркс выделяет 4 типа отчуждени: от процесса труда, от продукта труда, от своей собственной сущности и людей друг от друга. Рабочая сила превращается в товар, который продается за зарплату, произв продукция уходит от работника капиталист. И следствие этого представляет собой отдаленный чуждый от работника предмет. Общество свободное от отчуждения, маркс называет коммунизмом.

21 Философия жизни.

"Философией жизни" напр-е западн филос-ой мысли конца XIX—начала XX в., предтечей кот-го считают А. Шопенгауэра, Ф. Ницше.

Фил-я жизни была нацелена на критич-ое переосмысл-е всей прошл фил-ии. При этом утверждалось, что как нет ни одной безусловно ценной истины, так нет и ни одной безусловно истинной ценности. Истина - лишь одно из средств, ступень в процессе актуализации ценностей, создаваемых нашей волей. Интеллект в фил-ии жизни выступает как орудие воли, а познание - как специф прояв-е воли к власти. Конеч целью чел-ка явл-ся не истина, польза, красота, благо, а сама жизнь.

Жизнь, являясь творческим процессом, бесконечно разрушает уже ставшее.

Специфика жизни, как бесконечно становящегося, исключает возможность ее адекватного познания. Отсюда антисцеинтизм представителей философии жизни. Схватить суть жизни можно не при помощи логич рассуждений - понятий, категорий, рассудочной деят-ти, а благодаря интуиции, символизации, иррациональным прозрениям. Познать жизнь - значит не объяснить ее, а понять, почувствовать погрузившись в ее становление и изменение. Разум, язык только скрывают истинное звучание жизни. Жизнь в данном философском направлении трактуется как единственная цель воли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: