Тема 9. Методология и методы социологического исследования


Вопросы для самоконтроля:

1. Какой метод исследования наиболее популярен в социлогии и почему?

2. В чем общность и особенность двух методов сбора данных: анкетирования и интервьюирования?

3. В каких ситуациях при опросах используются открытые и закрытые вопросы?

4. Что такое выборка, какие виды выборки вы можете назвать?

5. На каких принципах строится выборочное обследование?

Темы рефератов и докладов:

1. Понятие социологическое исследование.

2. Социологическое исследование как средство познания социальной реальности.

3. Основные характеристики социологического исследования, его структура и функции.

4. Виды социологических исследований.

5. Единство аналитического и эмпирического в социологическом исследовании.

6. Виды социологических наблюдений.

7. Разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование.

8. Метод анализа документов.

9. Документы как источники социологической информации.

10. Социологический эксперимент: правила подготовки и проведения.

11. Контент-анализ.

12. Программа социологического исследования.

13. Структура программы и ее основные элементы.

14. Определение задач в социологическом исследовании.

15. Определение объекта и предмета исследования.

16. Концептуальный аппарат исследования.

17. Определение методов и процедуры социологического исследования.

18. Формирование рабочих гипотез исследования.

19. Научная обоснованность гипотез и их взаимосвязь с задачами исследования.

20. Типы гипотез, общие требования, предъявляемые к гипотезам.

21. Сущность выборки.

22. Понятие выборочной совокупности.

23. Генеральная и выборочная совокупность.

24. Основные типы выборки.

25. Репрезентативность выборки.

26. Сбор, обработка и анализ первичной информации.

8.2 Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины осуществляется в виде зачета.

8.2.1 ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1.Социология как специфическая отрасль научного знания.

1. Функции социологии.

2. Социология и другие общественные науки.

3. Предметная область социологии.

4. Структура социологического знания.

5. Роль социологии в общественном развитии.

6. Понятие общества как социокультурной системы.

7. Признаки общества.

8. Типология обществ.

9. Многообразие определений культуры.

10. Основные элементы культуры.

11. Этноцентризм и культурный релятивизм.

12. Функции культуры.

13. Массовая культура, субкультура и контркультура.

14. Социокультурные ценности.

15. Понятия «человек», «индивид», «личность».

16. Личность как субъект и объект общественных отношений.

17. Социальный статус и социальная роль личности.

18. Сущность и содержание процесса социализации

19. Понятие социальной структуры общества.

20. Социальная мобильность.

21. Социальная маргинальность.

22. Теории социальной структуры и социальной стратификации.

23. Определение понятия «социальная группа».

24. Типы социальных групп.

25. Большие и малые группы.

26. Характерные черты социальной общности.

27. Факторы, влияющие на формирование социальной общности.

28. Типы этносов.

29. Определение понятия «социальный институт».

30. Виды социальных институтов общества.

31. Функции, которые выполняет социальная организация в обществе.

32. Типология организаций.

33. Теории социальных конфликтов.

34. Функции социальных конфликтов.

35. Основные этапы возникновения и развитие социальных конфликтов.

36. Факторы, влияющие на возникновение и длительность социальных конфликтов.

37. Программа социологического исследования.

38. Элементов программы социологического исследования.

39. Виды опроса, которые используются в проведении социологических исследований и их особенности.

40. Генеральная и выборочная совокупности исследуемых объектов.

41. Методы, применяемые для анализа данных.

42. Наблюдение и его основные разновидности.

В ходе самостоятельной работы по освоению дисциплины студенты имеют возможность использовать активные элементы электронных методических материалов, размещённых на сайте академии. По дисциплине «Социология» на сайте академии размещены следующие материалы:

- рабочая программа дисциплины;

- тезисы лекций;

- методические материалы для промежуточного контроля успеваемости студентов.

Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения по направлению подготовки 080100.62 Экономика, профилю подготовки «Экономика предприятий и организаций АПК»,

рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «___»_________20___ г., протокол № _____.

Разработчик ____________________ Пудовкина Наталья Владимировна

(подпись, Ф.И.О.)

Кафедра Педагогика

Зав.кафедрой ____________________ Сычева Галина Викторовна

(подпись, Ф.И.О.)

Рабочая программа согласована с учебно-методической комиссией факультета (УМКФ).

Председатель УМКФ___________________ Кудряшова Юлия Николаевна

(подпись, Ф.И.О.)

Рабочая программа одобрена на заседании совета экономического факультета «___»______20___ г., протокол № _____.

Председатель совета факультета ___________________ Кретов В.И.

(подпись, Ф.И.О.)


Приложение

Таблица П 1

Ожидаемые результаты освоения дисциплины по разделам учебного курса

№ п/п Наименова-ние раздела дисциплины Содержание Формируе-мые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть)
         
  Введение в социологию Определение социологии, ее объекта, предмета и метода. Социология и естественные науки: математика, информатика, статистика. Социология в системе гуманитарных наук: история, социальная философия, социальная психология. Социология и науки, изучающие отдельные сферы общественной жизни (экономика, правоведение, политология, культурология, социальная антропология). Функции и структура социологического знания. Уровни знания и отрасли социологии. Категория «социального» в предметной области социологии. Социология как наука об обществе. ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-11 знать: объект, предмет и функции социологической науки, структуру социологического знания; уметь: обосновывать общественную значимость социологии; владеть: способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем;
  Социологический анализ общества Понятие об обществе как системном образовании. Основные понятия «система» и «общество» и их соотношение. Основные признаки общества. Важнейшие подсистемы общества. Общество как социокультурный организм. Культура как система ценностей и норм, регулирующих взаимосвязи в обществе. Проблемы социокультурных отношений современного общества. Объективные закономерности функционирования и развития общества как социокультурной системы. Социокультурные особенности и проблемы развития российского общества. Социальная структура и социальная стратификация, причины их возникновения. Теории социальной структуры и социальной стратификации: теория классовой структуры общества К. Маркса, М. Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса, Т. Маршалла, Э. Райта, Р. Дарендорфа и др. Неравенство как критерий стратификации. Основные изменения стратификации. Исторические системы социальной стратификации: касты, сословия, классы. Понятия: «социальный класс», «социальная группа», «социальный слой» (страта), «социальный статус». Многообразие моделей стратификации. Индекс социальной позиции. Факторы и механизмы стратификационного деления. Теория элит как особое направление стратификационных делений: властный и меритократический подходы. Правящий класс и властвующая элита. Проблема среднего и «предпринимательского» класса в современном российском обществе. ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-11 знать: понятие и признаки общества, общество как система, подсистемы общества, их функции и взаимосвязь, основные типы обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное, формационный и цивилизационный подходы к развитию общества; понятия социальной стратификации, социальное неравенство и социальная дифференциации, исторические типы стратификации. Рабство, кастовая система, сословная система, классовая система; критерии стратификации в современном обществе: доход и собственность, власть, престиж, образование. Система стратификации современного западного общества: высший, средний и низший классы. Система стратификации современного российского общества. Особенности формирования высшего, среднего, низшего классов. Базовый социальный слой; понятие мобильности. Виды мобильности: индивидуальная, групповая, межпоколенная, внутрипоколенная, вертикальная и горизонтальная. Каналы мобильности: доход, образование, брак, армия, церковь; уметь: классифицировать общества на основе разнообразных признаков, определять тип социальной стратификации на основе характерных черт, классифицировать стратификационные системы современных обществ, определять вид социальной мобильности. владеть: способами анализа жизненных явлений и социальных проблем современного общества, рассматривая их с различных перспектив и применяя различные социологические категории;
  Социология личности Культура как социальное явление. Многообразие подходов к определению культуры, их особенности и предмет анализа. Культурные парадигмы. Способы организации общества и типы культур. Основные компоненты культуры: ценности, нормы, обычаи, верования, язык, техника. Функции культуры. Типы культур. Понятие культурного развития и культурной деградации. Социальная культура и культура социальной жизни. Культура социальной организации, социального управления, социальной деятельности, социального образование и воспитания. Выделение нормативной культуры. Типология социальных норм. Субкультуры и контркультуры. Распространение культуры. Усвоение культурных норм и замена устаревших. Человек как биосоциальная система. Понятие о биологической и культурной эволюции. Формирование личности. Определение и структура личности. Социальные типы личности. Понятие социального статуса и социальной роли. Деятельность и социальное действие личности. Социальная среда, активность и социализация личности. Социализация как социокультурный процесс: его особенности и стадии. Формы социализации. Ценностные ориентации личности. Общественные и личные интересы. Менталитет россиянина. Социологические концепции личности. Десоциализация и ресоциализация. ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-11 знать: определения культуры. Компоненты культуры: нормы, ценности, символы, язык. Определения и признаки народной, элитарной и массовой культуры. Субкультура и контркультура. Функции культуры: познавательная, коммуникативная, идентификационная, адаптационная, регулирующая; термины: «культурный релятивизм и этноцентризм», «культурная идентичность», аномия; влияние культуры на экономические, политические и социальные процессы в обществе; понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность. Нормативная личность, модальная личность, идеальная личность. Теории личности К. Маркса,З Фрейда, В.А. Ядова, Ч. Кули; понятия: социализация, десоциализация, ресоциализация. Этапы социализации. Агенты социализации и институты социализации; термины: потребность, мотив, интерес. Социальная роль, ролевое поведение, ролевой конфликт; уметь: выделять функции и компоненты культуры, классифицировать формы существования культуры, различать формы культурных процессов; выявлять влияние культуры на экономические, политические и социальные процессы в обществе; характеризовать этапы социализации и классифицировать агентов и институты социализации; классифицировать ролевые конфликты; владеть: навыками межличностной и культурной коммуникации, основанными на уважении к социально-историческому наследию и культурным традициям, умениями толерантного восприятия социальных, личностных и культурных различий;
  Субъекты социальной жизни Определение понятия «социальная группа». Различные виды социальных общностей. Факторы, влияющие на формирование социальных групп. Типология социальных групп по степени внутригруппового контроля. Большие и малые группы. Понятие социальной общности. Характерные черты социальной общности. Виды социальных общностей. Определение понятия «этническая группа». Типы этносов: племя, народность, нация. Понятие «социальный институт». Институт как элемент социальной системы общества. Подходы к определению социального института. Общие показатели, отражающие основные компоненты социальных институтов. Структура социальных институтов, их типология и иерархия. Функции, цели и задачи социальных институтов. Социологический анализ основных типологий социальных институтов. Основные институты: семья, производство, государство, образование и сферы их влияния. Значение институциональных признаков в функционировании социальных институтов. Дифференциация и специализация социальных институтов в современном российском обществе. ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-11 знать: понятие социальной группы и ее разновидности (первичные, вторичные, внутренние и внешние, референтные); понятие и признаки малой группы. Диада и триада. Структура малой социальной группы и отношения лидерства. Коллектив; понятие социальной общности. Демографические, территориальные, этнические общности; понятие социальный институт. Элементы социального института (ценности, роли, нормы). Функции, дисфункции социальных институтов. Социальная организация; понятие семьи, ее основные характеристики. Функции семьи. Классификации семьи по: составу, распределению власти, месту проживания; уметь: определять характерные черты малых групп и коллективов; классифицировать социальные общности в соответствии с характерными признаками; определить характерные черты социальных и элементы социальных институтов и организаций; определить характерные черты различных видов семей; владеть: навыками социологического анализа социальных общностей, групп и социальных институтов на основе теоретических знаний о различных субъектах социальной жизни;
  Социология конфликта Возникновение теории социальных конфликтов. Элементы теории социального конфликта. Функции социального конфликта. Основные этапы возникновения и развития социального конфликта. Возникновение и причины конфликтной ситуации. Характеристика и острота конфликта. Факторы, влияющие на возникновение и длительность социального конфликта. Последствия социального конфликта. Возникновение новых социальных структур в период действия конфликтов. ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-11 знать: основные признаки и функции социального конфликта, классификацию социальных конфликтов, механизм и стадии социального конфликта, методы разрешения конфликтов; уметь: определять виды социальных конфликтов, стадии протекания конфликта, различать конструктивные и деструктивные конфликты, прогнозировать последствия социальных конфликтов. владеть: приемами и способами выявления и прогнозирования социальных конфликтов, умениями толерантного восприятия социальных, личностных и культурных различий;
  Организация социологического исследования Социологические исследование как средство познания социальной реальности, основные характеристики социологического исследования, его структура, функции и виды. Органические части социологического исследования: методология, метод, методика, техника и процедура. Понятие «метод» в социологическом исследовании. Классификация методов сбора первичной социологической информации. Характеристика основных методов сбора социологической информации. Количественные и качественные методы сбора социологической информации. Выборочный метод. Программа социологического исследования - основной научно-методический документ. Подготовка отчета о результатах исследования и прогнозирование. ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-11 знать: понятия: наблюдение, виды наблюдений, анализ документов, научный эксперимент в прикладной социологии; термины: интервью, фокус-группа, анкетный опрос, виды анкетных опросов, выборка, типы и методы формирования выборки; уметь: определять виды опросных методов; владеть: навыками сбора первичной социологической информации, основными приемами социологического анализа.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: