Смысл человеческого бытия. Смысл жизни человека – 1) философское понятие, задачей которого является определение того, что придает жизни человека целостность

СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА – 1) философское понятие, задачей которого является определение того, что придает жизни человека целостность, и что может быть одновременно понято разумом; 2) ответ на вопрос, в чем ценность прожитой человеком жизни.

Философское понятие «смысл жизни» связано с вопросом здравого смысла «Зачем живет человек?», но не сводится к ответу на этот вопрос. Философский вопрос о смысле жизни – это вопрос, поставленный на ином уровне, превышающем уровень обыденного понимания и размышления.

Подобно тому, как смысл, формирующийся в нашем мышлении, отличается от осмысливаемой вещи из материального мира, так «смысл жизни» является идеальным по природе в отличие от жизни как материального процесса. «Смысл жизни» принадлежит к сфере существенного (эйдетического) бытия, а не вещественного бытия. Поэтому постижение смысла жизни отдельным человеком связано с размышлением о жизненных поступках и установках, отношении человека к «своему и иному», однако не может быть сведено к сумме отдельных событий, достижению человеком материально-вещественного состояния «на жизненном пути».

В исследовании проблемы смысла жизни сложились два подхода – онтологический и гносеологический. Первый подход связан с платоновской традицией анализировать смысл жизни человека как «эйдос» с позиции рационального мышления. Второй подход – с неокантианской теорией ценности. И.Кант и неокантианцы принципиально отошли от онтологизма первой позиции, понимая под смыслом жизни ценность прожитой жизни для самого человека, окружающих людей и общества в целом. Вопрос о смысле жизни сводится к вопросу о том, как следует оценивать общие цели жизни? (Ради чего стоит жить? Какие цели следует перед собой ставить (а какими пренебрегать)? В чем истинное предназначение человека?).

Одна из самых трудных проблем человека может быть сформулирована следующим образом. Разум и труд радикально отличают человека от животного, но они же приносят ему сознание своей противоречивости и принципиальной незавершенности. С одной стороны, человека отличает непрерывное творение новых потребностей, что обычно не свойственно животным. Человек как индивид ориентирован на бесконечный прогресс. С другой стороны, только человек знает, что он конечен, и осознание своей приближающейся физической смерти осложняет смысложизненную проблему. Две характеорстики – стремление к бесконечности и знание своей конечности – составляют конфликт в разуме (душе, природе) человека. Не выходит ли, что человек рождается только для того, чтобы, осознав бесконечность своих потенциальных возможностей и потребностей, узнать об их принципиальной неосуществимости в полном объеме?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: