Содержание курса

ЧАСТЬ I. ВЕХИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОЙ ЭСТЕТИКИ

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КИТАЙСКУЮ ЭСТЕТИКУ

Современный состав, объем и степень аутентичности письменного наследия по китайской эстетике. Варианты классификации источников. Характеристика понятийного аппарата и методологии традиционной эстетики.

История китайской эстетики в старом и современном Китае. Степень изученности китайской эстетики в западном востоковедении.

Методологическая проблематика современного этапа изучения китайской эстетики. Роль взаимосвязи теоретической мысли и практики искусства в развитии китайской эстетики.

ТЕМА 2. ПРОТОЭСТЕТИКА ПЕРИОДА ДИНАСТИЙ ШАН И ЧЖОУ (II – I ТЫС. ДО Н. Э.)

Пластическая парадигма памятников китайского неолита и ее дальнейшее развитие в памятниках цинтун («зеленой бронзы») династий Шан и Чжоу. Эволюция тотемных образов в астрологические символы и ее отражение в пластике декора.

Формирование письменности и ее сакральные функции. Надписи на внутренних поверхностях ритуальных бронзовых сосудов почерком цзинь-вэнь и их отличие от каллиграфии гадательных инскрипций.

Социальная структура чжоуского общества как фактор специфики культурной традиции. Значение сословия странствующих ученых ши в развитии искусства и становлении эстетики. Задачи искусства и эстетики в ракурсе этического прагматизма мировоззрения эпохи Чжоу.

Чжоуская онтологическая модель мира и эволюция древних магических практик в систему культурно-исторической памяти. Становление эстетического начала как самостоятельной культурной ценности в рамках этико-ритуальных норм (ли). Комплекс «шести искусств» (лю и) в качестве идеологической основы синтеза принципов творческой деятельности в разных сферах культуры. Роль арифмосемиотики и ассоциативно-корреляционных связей в сложении художественных нормативов. Конфуцианский идеал самосовершенствующейся личности и перспективы раннего формирования принципа авторского творчества в искусстве. Программа «пестования жизни» (ян шэн) как генеральный регулятор развития китайской эстетической мысли.

Эстетическая значимость И цзина: графическая символика триграмм и гексаграмм как прообразов и структурной основы пластических искусств. Формирование эстетических числовых норм китайского искусства. Категория сян (образ) в ицзинистике и эстетике. Полярности инь‑ян как ключевые эстетические категории.

Эстетический потенциал раннего конфуцианства. Параграфы Луньюй, традиционно задействованные в трактатах по искусству. Идеи общественной значимости искусства и этические установки творчества. Концепция творческой личности.

Эстетические постулаты раннего даосизма. Дао как высший принцип и как технический метод. Антитезы мэй – э («прекрасное ‑ безобразное»). Принцип увэй («недеяние»). Категория цзыжань и варианты ее интерпретации и переводов на западные языки. Статус человека в триаде Саньцай и онтологические параметры творчества. Эстетический смысл парадоксов Чжуан-цзы.

Эстетическое осмысление живописи в философии легизма. Решение дилеммы нань – и («трудное ‑ легкое») в трактате Хань Фэйцзы.

ТЕМА 3. ПЕРИОД ИМПЕРИЙ ЦИНЬ И ХАНЬ (конец III в. до н. э. – начало III в. н. э.)

Объединение Китая под эгидой династии Цинь (221–206 гг. до н. э.) – начальный этап синтеза региональных художественных традиций.

Концепция человеческой души как энерго-информационного комплекса хунь–по. Поиски телесного бессмертия и связь эстетической мысли с алхимией, геомантией и медициной. Принцип подобия поту- и посюсторонней жизни в искусстве погребальных камер.

Стандартизация письменности как итог тысячелетнего поиска оптимальных каллиграфических решений. Пластические и психосоматические установки почерков сяо-чжуань и ли-шу. Техники «письма овалом» (юань би) и «письма углом» (фан би).

Династия Хань (206 г. до н.э. ‑ 220 г. н.э.) ‑ завершающий этап синтеза автохтонных культурологем. Место искусства в системе государственного и частного образования. Ханьский идеологический синтез (конфуцианство – легизм ‑ даосизм) как условие для формирования эстетического плюрализма и гибкости художественных нормативов.

Основоположники авторского творчества и теории каллиграфии Цай Юн (132–192), Чжан Чжи (II в. н. э.) и Чжун Ю (ок. 151–230 гг.).

Функции живописи в конфуцианском церемониале и формирование живописных жанров: историко-легендарного, портретного, придворно-бытового и религиозно-мифологического. Художники-ремесленники и появление нового типа художника-ученого как фактор развития эстетической мысли.

ТЕМА 4. ПЕРИОД III‑VI ВВ.

Действие антикризисных механизмов китайской культуры в условиях политической смуты и нашествия кочевников. Процесс китаизации иностранных династий и их культурная политика. Децентрализация культурных процессов и выдвижение на первый план локальных художественных школ крупных аристократических семейств, сохранявших высокий уровень и преемственность развития искусства.

Эстетические потенциал неодаосизма. Утверждение личного начала в искусстве: антиритуальная эстетика направления фэн лю («ветер и поток») и жития «славных мужей»; формирование авторских стилей и школ. Становление эстетики как самостоятельной области знания.

Статус каллиграфии в сфере изобразительных искусств и феномен «каллиграфического видения». Технические нормативы и эстетические принципы работы кистью (би фа) и тушью (мо фа). Типология точек и черт как элементов каллиграфической пластики. Элементы каллиграфической пластики: костяк- гу, жилы- цзинь,мышцы- жоу,кровь- сюэ. Эстетическое содержание категорий энергия- ци и энергопоток- ши. Принцип многоуровневой поляризации инь‑ян всех элементов каллиграфической пластики. «Правило трех поворотов» (сань чжэ фа), открытия и закрытия (кай хэ) черт. Энергетические циркуляции(ци юнь) и принципы их резонансных связей. Своеобразие многомерности каллиграфического пространства. Отражение реальности через принцип «подобия» (жу) пластических ритмов. Параметры гармонии каллиграфической пластики.

Творческий процесс и психотехника каллиграфа. Замысел (и) и фазы его воплощения. Категории «нормативное» (фа) и «естественное» (цзыжань), «вареное» (шу) и «сырое» (шэн). Содержание художественного образа в каллиграфии. Прямые и ассоциативные связи каллиграфии с литературой, музыкой, живописью, боевыми искусствами, шахматами. Причины высокой результативности каллиграфии как способа «пестования жизни» (ян шэн).

Житие корифея каллиграфической традиции Ван Си-чжи (IV в.) и его эстетические постулаты.

Превращение живописи на горизонтальных свитках в самостоятельный формат, дополнявший традиционную стенопись и декоративные росписи. Эстетика созерцания свитков. Роль литературного сюжета в живописи. Формирование пейзажного жанра и его эстетической концепции в свете конфуцианского учения о самосовершенствовании личности, философии неодаосизма и постулатов буддистской школы Чань.

Сочетание конфуцианской этики и даосской эксцентрики в житии и эстетических постулатах Гу Кай-чжи (344‑406) о шэньци («одухотворенность») и тяньцюй («естественность»).

Этапы формирования понятийного строя китайской теории искусства. Общее и особенное в процессах развития эстетической мысли в разных областях культуры. Эстетическое осознание строения мира и структуры личности в каллиграфической и живописной эстетике.

Трактат Цзун Бина (конец IV ‑ начало V в.) Хуа шаньшуй сюй ("Введение в пейзажную живопись"). Проблематика перевода на европейские языки «Шести законов» (лю фа) живописи из трактата Гухуа пиньлу («Заметки о категориях старинной живописи») Се Хэ (конец V – начало VI в.).

Специфика китайского участия в межрегиональном культурном диалоге эпохи великого переселения народов. Основные направления переработки индийского изобразительного канона адаптационными механизмами китайской системы пластического мышления.

ТЕМА 5. ДИНАСТИЯ ТАН (618‑907)

Объединение художественного опыта региональных субтрадиций в рамках централизованной империи. Баланс элитарных и демократических тенденций в культуре. Государственное и частное коллекционирование как важный социальный фактор развития эстетической мысли.

Каллиграфия как важный инструмент государственной политики. Развитие стиля Двух Ванов в направлении «внутреннего сжатия» (нэй е) в уставе и в направлении «внешнего расширения» (вай то) в скорописи. Конфуцианские эстетические постулаты в творчестве корифеев почерка кай-шу:Оуян Сюнь (557‑641), Чу Суй-лян (596‑658), Лю Гун-цюань (778‑865). Гражданская доблесть и творческое подвижничество Янь Чжэнь-цина (709‑785). Метафора «опьянения» в каллиграфической эстетике. Мастера почерка цао-шу: Чжан Сюй (VIII в.), Хуай-су (VIII в.).

Внутренние механизмы развития и самокоррекции живописной традиции. Техники живописного письма, их сходство и отличие от каллиграфических нормативов. Техника гун-би («тщательная кисть») и эстетический принцип се шэн («писать жизнь»); техника цзянь-би («лапидарная кисть») и эстетический принцип се и («писать идею»). Формирование техники и эстетики монохромной живописи тушью. Задачи арт-терапии и психотехника творческого акта. Традиционная эстетика о совмещении визуальной и вербальной образности живописи и поэзии. Энерго-корреляционные связи живописи с музыкой, боевым мастерством и шахматами по данным китайских источников.

Основные типы теоретических сочинений по каллиграфии и живописи: исторические подборки сочинений предшествующих эпох (лу), теоретические рассуждения (лунь), эстетические эссе (цзи), классификационные сочинения (пинь), поэтические стансы, оды, эпиграммы. Особенности методологии и стиля изложения.

Чжан Хуай-гуань (VIII в.) и его трактаты Шу дуань («Суть каллиграфии»), Шу фа («Методы каллиграфии») и др. Осмысление социальной функции искусства и теория восприятия искусства в трактатах Чжан Янь-юаня (IX в.) Фа шу яо лу («Главные записи о каллиграфии») и Лидай минхуа цзи («Записки о прославленных мастерах разных эпох»). Раскрытие эзотерических функций пейзажа в трактатах Ван Вэя Хуа сюэ би цзюэ («Тайное откровение науки живописца») [он же «Тайны живописи» (Хуа цзюэ)] и Шаньшуй лунь («Рассуждения о пейзаже»).

ТЕМА 6. ПЕРИОД ПЯТИ ДИНАСТИЙ (907‑960) И ДИНАСТИИ СУН (960-1279)

Система гуманитарного и художественного образования в империи. Изменения в иерархии видов искусств и жанров живописи. Подъем государственного и частного меценатства. Персонажи «знатока» и «профана» в специальной и художественной литературе. Искусство как альтернатива алхимическим поискам бессмертия.

Эстетические аспекты философии неоконфуцианства. Роль неоконфуцианских категорий ли и син в эстетики живописи. Влияние гносеологии Чжу Си (1130‑1200) на теорию искусства.

Четыре фланга живописной традиции, их социальный аспект, эстетические принципы, характер эволюции и функции в общем развитии:

1). Консервативный фланг высокообразованных профессионалов ‑ гунтинхуа

(«придворная живопись»):

2). Фланг элитарной творческой свободы ‑ вэньжэньхуа («живопись

интеллектуалов»):

3). Фланг малообразованных ремесленников ‑ сухуа («живопись

простолюдинов»): многочисленные анонимные мастера.

4). Фланг медитативной живописи монахов буддийской школы Чань чаньхуа

(«живопись Чань»)

Трактовка законов Се Хэ в трактате Цзин Хао Би фа цзи («Записки о приемах письма кистью») 920 г. Теория далей Го Си и его трактат Линьцюань гаочжи цзи («О высокой сути лесов и потоков»). Трактат Го Жо-сюя Тухуа цзяньвэнь чжи («Записки о живописи, что видел и слышал») 1074г.. Трактаты Ми Фу (1051–1107): Хуа ши («История живописи») 1101 г., Бао чжан дай фан лу («Сведения о розысках драгоценных свитков») 1086 г., Шу ши («История каллиграфии») 1107 г., Хуа ши («История живописи»), Янь ши («История тушечниц»), Мо ши («История туши»), Пин чжи те («Оценка бумаги»).

Эстетические основы синтеза поэзии, каллиграфии и живописи в эпиграммах о живописи Су Ши.

Причины слабости архитектурной теории в Китае. Эстетические аспекты строительных нормативов Ин-цзао фа-ши («Строительный канон») 1103 г. архитектора Ли Цзе (раб. на рубеже XII‑XII вв.).

ТЕМА 7. ДИНАСТИЯ ЮАНЬ (1279‑1367)

Социо-культурные механизмы сохранения высокого уровня развития художественной традиции при монгольском правлении. Роль инородных культурных контактов в условиях этнической дискриминации китайского населения для развития культуры. Девиз «стремление к главенству древности» (чжуй цю шан гу) как общий принцип для всех художественных направлений.

Концепт гу и («идея древности») и его претворение в творчестве Чжао Мэн-фу (1254–1322), Ян Вэй-чжэня (1296–1370), Чжан Юйя (1283–1350) и др. Трактат Ли Пу-гуана Сюэ ань юн цзы ба фа («Правило восьми [черт] иероглифа юн из “Заснеженного скита”»), труд Чэнь И-цзэна Ханьлинь яоцзюэ («Тайное академии Ханьлинь»), трактаты Шэн Си-мина Фа шу као («Экспертиза каллиграфических прописей») и Ван Юня Шу хуа му лу («Указатель произведений каллиграфии и живописи»).

Деятельность «четверки великих» живописцев по развитию эстетических принципов направления вэньжэньхуа: Хуан Гун-ван (1269/71‑1354/68) У Чжэнь (1280‑1354), Ни Цзань (1301‑1374), Ван Мэн (1309‑1385). Трактат Хуан Гун-вана Се шаньшуй цзюэ («Тайна написания пейзажа») 1340 г., трактат У Чжэня Мочжу пу («Книга о монохромной живописи бамбука») 1370 г., трактат Ли Каня (1245‑1320) Чжу пу («Книга о бамбуке»), трактат Ван И (XIV в.) Сесян бицзюэ («Сокровенная тайна написания портрета») и др.

ТЕМА 8. ДИНАСТИЯ МИН (1367‑1643)

Уверенность общества в силе и превосходстве национальной культуры как главный фактор художественной жизни. Развитие художественных региональных центров и школ. Поляризация на ортодоксов и противников официального искусства в разных областях культуры. Проведение очередной канонизации культурного наследия, а именно творчества мастеров династий Сун и Юань.

Девиз эпохи мо гу се и («выражать идею, следуя древности»). Историко-стилистическая импровизация как ключевой теоретически осмысленный художественный принцип и его эволюционные перспективы. Место эстетических пассажей в трудах энциклопедического плана: Се Чжао-чжэ(1567-1624) У цза-цзу («Пять глав о разном»).

Воззрение Ван Ян-мина (1472‑1529) как философский фундамент теоретических исканий в искусстве.

Развитие каллиграфической эстетики в трактатах Чунь юй цза шу («Записки о разном из павильона Весеннего дождя») Се Цзиня (XVI в.) и Шу ши хуй-яо («Свод сведений по истории каллиграфии») Тао Цзун-и (XVI в.).

Этапы каллиграфического творчества лидера и теоретик направления Сунцзян пай («Направление [выходцев из города] Сунцзян»)Дун Ци-чана (1555–1636). Трактаты Лунь шу хуа фа («Рассуждения о законах каллиграфии и живописи»), Хуа чжи («Суть живописи»), Хуаянь («Око живописи»), Хуачаньши суйби («Заметки из кабинета живописи и медитации»). Теория двух школ «северной» и «южной» и методика построения линий преемственности мастеров.

Развитие эстетики буддийской школы Чань мастерами направления каллиграфической эксцентрики (се): Чэнь Чунь (1483–1544), Сюй Вэй (1521–1593), Чжан Жуй-ту (1570–1641?), Ван До (1592–1652), Фу Шань (1606–1684) и др. Трактат Сюй Вэя Би сюань яо чжи («Сокровенные требования кисти»).

ТЕМА 9. ДИНАСТИЯ ЦИН (1644‑1911)

Консервативная культурная политика маньчжурского правительства и придворное увлечение «европейщиной». Этапы культурного развития и их исторические особенности: XVII в. – нач. XVIII в., XVIII в. ‑ пер. пол. XIX в., втор. пол. XIX в. ‑ нач. XX в. Судьбы традиционалистской догматики и творческих начал китайской культуры в условиях маньчжурского владычества. Препятствия на пути модернизации китайской культуры и потенциал ее развития. Научный спор между негативной и позитивной оценками художественных достижений периода.

Сохранение эталонного уровня профессионализма представителями ортодоксального направления Те сюэ пай («Направление изучения прописей»): Чжан Чжао (1691–1745), Лю Юн (1719–1804), Вэн Фан-ган (1733–1818).

Обновление каллиграфической традиции в творчестве каллиграфов направления Бэй сюэ пай («Направление изучения стел») втор. пол. XVIII в. – сер. XIX в.: Цзинь Нун (1687–1763), Чжэн Се (1693–1765), Дэн Ши-жу (1743‑1805), И Бин-шоу (1754–1815) и др. Возрождение интереса к почеркам чжуань-шу и ли-шу. Теоретическая платформа направления в сочинениях Жуань Юаня (1764–1849) Нань бэй шу пай лунь («Рассуждения о направлениях в каллиграфии Южных и Северных династий») и Бэй бэй нань те лунь («Рассуждения о северных стелах и южных прописях»), в трактате Бао Ши-чэня (1775–1855) И чжоу шуан цзи («Пара весел ладьи искусств») и труде Кан Ю-вэя (1858–1927) Гуан И чжоу шуан цзи («“Пара весел ладьи искусств” от Гуана»).

Придворное сино-европейское направление живописи: Джузеппе Кастильоне [Лан Шинин] (1688‑1766) и др. Причины игнорирования сино-европейского направления в среде китайских интеллектуалов.

Развитие наследия Дун Ци-чана направлением Еи пай («Направление необузданных» или «Направление индивидуалистов»): трактат Ши-тао (1642?‑1717?) Хуа юй-лу («Беседы о живописи»).

Роль эстетических разделов в практических руководствах по живописи: Цзецзыюань хуачжуань («Слово о живописи из Сада с горчичное зерно»), Шичжучжай хуапу («Альбом живописи из мастерской Десяти бамбуков») и пр.

Эстетическая платформа представителей ведущего направления XVIII в. Янчжоу ба гуай («Восьми чудаков из Янчжоу»): Цзинь Нун, Чжэн Се, Ли Шань (1686‑1755/62), Ло Пинь (1733‑99), Хуан Шэнь (1687‑1768/70), Ван Ши-шэнь (1686‑1759), Гао Сян (1688‑1753), Ли Фан-инь (1695‑1755), Хуа Янь (1682‑1756), Ло Пинь (1733‑99), Гао Фэн-хань (1683‑1749) и др.

Эстетические принципы организации садов. Генезис императорских парков и их ритуальные функции в древности. «Сады сердца» для досуга интеллектуала IV‑Х вв. Роль нормативов фэншуй в формировании ландшафтных композиций. Сады как неотъемлемая часть жилого комплекса.

Архитектурные элементы садовых композиций. Виды и принципы расстановки камней и организации водоемов. Принципы отбора, селекции и экспозиции флоры и фауны. Роль каллиграфических надписей. Приемы введения музыкальных и поэтических ассоциаций. Культура ароматов. «Северный» и «южный» стили в садоводстве.

Онтологическая триада Сань цай («Небо, Земля, Человек») и ее реализация в эстетике китайского сада. Драматургия просмотра парка и ее философско-эстетические и эмоциональные составляющие. Принцип пространственно-временных метаморфоз в оптических иллюзиях сада. Сад как оптимальная эко-культурологическая система в рамках программы ян шэн («пестование жизни»).

ЧАСТЬ II. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ КИТАЙСКОЙ КАЛЛИГРАФИИ И ЖИВОПИСИ

ТЕМА 10. ТЕОРИЯ СТИЛЕЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ

Понятия стиль династии, стиль школы, стиль мастера. Требование приобщения к традиции определенного направления дэ мэнь эр жу («достичь врат и войти в них») или мастера пан мэньху («прислониться к вратам»). Установка на основание собственной школы цзыли мэньху («самому стать вратами») как способ расширения топологии культурной традиции в целом.

Структурирование художественной традиции стационарными эталонными центрами и динамичными индивидуальной конфигурации связями между ними.

Осмысление двух полюсной организации художественной традиции в теории двух школ – северной и южной – теоретиками династии Мин Дун Ци-чаном (1555‑1636) и Чэнь Цзи-жу (1558‑1639).

ТЕМА 11. ТЕОРИЯ ЖАНРОВ ЖИВОПИСИ

Типология жанров и теории их происхождения. Причины размытости светского и культового начал в китайском искусстве.

Эстетика портрета. Шэнь как философско-эстетическая категория и проблематика перевода термина на русский язык. Категория чжэнь («истинная природа»). Типология китайского портрета: мемориальный портрет (одиночный и групповой) в технике гун-би, бытовой портрет, условный портрет-образ в технике цзянь-би. Физиогномические классификации и нормативы иероглифических подобий. Системы корреляционных проекций на лицо портретируемого небесных и земных объектов.

Причины выдвижения пейзажа шаньшуй на первое место в иерархии жанров. Роль конфуцианских и даосских постулатов в теории пейзажа. Категория ю “странствования” (в канонических текстах и художественной литературе). Космогоническая символика основных элементов пейзажа. Категория ши («энергопоток») и роль геомантических схем в композиции пейзажа. Функциональные оппозиции: бинь – чжу («гость ‑ хозяин»), кай – хэ («открытие ‑ закрытие»), сюй – ши («пустое – заполненное»). Категории сюй («пустынное») и кун («пустотное»). Типы пейзажных композиций: чжу‑шань, фань‑куань. Приемы организации пространства: подвижный центр, полиперспективные построения, переменная фокусировка планов и пр. Теория «трех далей»: гао юань («высокие дали»), пин юань («ровные дали»), шэнь юань («глубокие дали»). Ипостаси времени в живописном произведении: годовой цикл, суточный промежуток, ситуативная хронология, длительность творческого акта, длительность созерцания свитка. Звуковые ассоциации визуальных образов.

Роль космогонической символики в жанре хуаняо («цветы и птицы»). Воплощение конфуцианской этики в живописи «четырех благородных»: орхидея, слива мэйхуа, бамбук и хризантема. Влияние философии неоконфуцианства на распространение жанра при династии Сун. Философема тени в монохромной живописи бамбука.

ТЕМА 12. КАТЕГОРИИ ПОРОКОВ И ДОСТОИНСТВ

Классификационные категории (пинь) для произведений каллиграфии и живописи: мастерство (нэн), совершенство (мяо), одухотворенность (шэнь). Научная дискуссия о категории и, варианты ее интерпретации и переводов. Универсализм классификационных категорий пинь. Стансы Сыкун Ту (VIII в.) Эрши сы ши пинь. Хуан Юэ (1750‑1841) Эр ши сы хуа пинь («Фазы живописца»). Стансы Ян Цзин-цзэна (XIX в.) Шу пинь («О художнике письма»).

Принцип психосоматического и духовного единства творческого акта. Влияние китайской медицины и геомантии фэншуй на теорию пороков в каллиграфии и живописи. Пороки бань, кэ, цзе – проблематика перевода этих терминов на русский язык.

ТЕМА 13. ТЕОРИЯ СИНТЕЗА ИСКУССТВ

Причины независимости каллиграфической пластики от вербальной функции текста. Варианты соотнесений содержания текста и образности каллиграфической пластики. Влияние философии слова Конфуция и концепции слова Чжуан-цзы на каллиграфическую эстетику. Феномен каллиграфического восприятия и его основные характеристики.

Теория единого происхождения письменности, каллиграфии и живописи. Проявление иероглифического мышления и каллиграфического восприятия в живописи и других видах изобразительного искусства.

Жанры введений и послесловий к каллиграфическим и живописным свиткам как особые форматы эстетических эссе. Жанр тиба (эпиграмм) как форма художественной критики. Эстетика вербальной и визуально-пластической коммуникации знатоков различных эпох. Принцип инверсии временных связей разных поколений творцов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Обязательные источники

Ван Вэй. Тайны живописи / Пер. с кит.., предисл. и ком. В.М. Алексеева //

В.М. Алексеев. Труды по китайской литературе. В 2 кн. ‑ М.: Вост. лит., 2003. ‑ Книга 2. С. 48-50.

Цзин Хао. Ода о том, как рисовать горы и воды / Пер. с кит.., предисл. и ком.

В.М. Алексеева // В.М. Алексеев. Труды по китайской литературе. В 2 кн. ‑ М.: Вост. лит., 2003. ‑ Книга 2. С. 50-54.

Ши-тао. Беседы о живописи монаха горькая тыква / Пер. с кит., предисл. и

ком. Е.В. Завадской // Е.В. Завадская. «Беседы о живописи» Ши-тао. М.: Вост. лит., 1978. 205 с.

Слово о живописи из сада с горчичное зерно / Пер. с кит., предисл. и ком. Е.В.

Завадской. М.: Издательство В. Шевчук, 2001. ‑ 507 с.

Ян Цзин-цзэн. О художнике письма / Пер. с кит., предисл. и ком. В.М.

Алексеева / В.М. Алексеев. Труды по китайской литературе. В 2 кн. ‑ М., 2003. ‑ Книга 2. С. 55-88.

Дополнительные источники

Ван И. Секреты портрета / Пер. с кит. К.И. Разумовского // В.В. Малявин.

Китайское искусство. ‑ М.: Изд-во Астрель: Изд-во АСТ: Люкс, 2004. С.

309‑310.

Го Жо-сюй. Записки о живописи, что видел и слышал. / Пер. с кит., предисл.

и ком. К.Ф. Самосюк; отв. ред. Л.З. Эйдлин. ‑ М.: Гл. ред. вост. лит. «Наука»,1978. ‑ 240 с.

Го Си. Высокое послание лесов и потоков / Пер. с кит., предисл. и ком. С.

Кочетовой // Мастера искусств об искусстве: Избр. отрывки из писем, дневников, речей и трактатов: в 7 т. / гл ред. А.А. Губер. – М.: Искусство, 1965. ‑ Т. 1. – 1965. ‑ С. 80‑99.

Дун Ци-чан. Око живописи / Пер. с кит., предисл. и ком. С. Кочетовой //

Мастера искусств об искусстве: Избр. отрывки из писем, дневников, речей и трактатов: в 7 т. / гл ред. А.А. Губер. – М.: Искусство, 1965. ‑ Т. 1. – 1965. ‑ С. 103‑110.

Лакшана-сутра / Пер. с кит., предисл. и ком. М.Е. Кравцовой / Кравцова М.Е.

Китайская версия буддийской канонической «Сутры о признаках» («Лакшана-сутры»). К исследованию категории «власть» в буддийской культуре / М.Е. Кравцова // Восток / Гос. ин-т востоковедения. ‑ 1998. ‑ №1. – С. 78‑89.

Ли Кань. Книга о бамбуке / Пер. с кит., предисл. и ком. Е.В. Завадской //

Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М.: Искусство,1975. ‑ С. 354‑357.

Се Хэ. Записи о классификации старой живописи / Пер. с кит., предисл. и ком.

С. Кочетовой // Мастера искусств об искусстве: Избр. отрывки из писем, дневников, речей и трактатов: в 7 т. / гл ред. А.А. Губер. – М.: Искусство, 1965. ‑ Т. 1. – 1965. ‑ С. 63‑65.

Се Хэ. Шесть законов живописи / пер. с кит. В.В. Малявина // В.В. Малявин.

Китайское искусство. М.: Изд-во Астрель: Изд-во АСТ: Люкс, 2004. С. 283‑284.

Су Ши. Заметки о передаче души / Пер. с кит., предисл. и ком. С. Кочетовой

// Мастера искусств об искусстве: Избр. отрывки из писем, дневников, речей и трактатов: в 7 т. / гл ред. А.А. Губер. – М.: Искусство, 1965. ‑ Т. 1. – 1965. ‑ С. 100‑102.

Хуан Юэ. Фазы живописца / Пер. с кит., предисл. и ком. В.М. Алексеева //

В.М. Алексеев. Труды по китайской литературе. В 2 кн. ‑ М., 2003. ‑ Книга 2. С. 29‑47.

Цай Юн. Слово о письме. Фигуры силы / пер. с кит. В.В. Малявина //

Китайское искусство: принципы, школы, мастера / сост., пер., вступ. ст. и коммент. В. В. Малявина. – М.: Изд-во Астрель: Изд-во АСТ: Люкс, 2004. – С. 266‑276.

Цао Чжао. Основы оценки древностей / пер. с кит. В.В. Малявина //

Китайское искусство: принципы, школы, мастера / сост., пер., вступ. ст. и коммент. В. В. Малявина. – М.: Изд-во Астрель: Изд-во АСТ: Люкс, 2004. ‑ С. 331‑342.

Цзян Ци. Рецепт портрета / пер. с кит. К.И. Разумовского // Китайское

искусство: принципы, школы, мастера / сост., пер., вступ. ст. и коммент. В. В. Малявина. – М.: Изд-во Астрель: Изд-во АСТ: Люкс, 2004. ‑ С. 311‑329.

Чжан Янь-юань. Записки о прославленных художниках разных эпох / Пер. с

кит., предисл. и ком. Е.В. Завадской // Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. ‑ М.: Искусство,1975. ‑ С. 335-339.

Чжу Цзин-сюань. Записи о прославленных художниках династии Тан / Пер. с

кит. В.В. Малявина // Китайское искусство: принципы, школы, мастера / сост., пер., вступ. ст. и коммент. В. В. Малявина. – М.: Изд-во Астрель: Изд-во АСТ: Люкс, 2004. ‑ С. 382‑406.

Юй Ши-нань. О сущности письма / пер. с кит. В.В. Малявина // Китайское

искусство: принципы, школы, мастера / сост., пер., вступ. ст. и коммент. В. В. Малявина. – М.: Изд-во Астрель: Изд-во АСТ: Люкс, 2004. ‑ С. 285‑287.

Обязательная литература

Белозерова В. Г. Искусство китайской каллиграфии / В. Г. Белозерова; Рос.

гос. гуманитарный ун-т. ‑ М.: РГГУ, 2007. ‑ 481 с. ‑ (Orientalia et Classica: труды Института восточных культур и античности; вып. XVIII).

Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. / Е.В.

Завадская‑ М.: Искусство, 1975. ‑ 440 с.

Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая:

Учебное пособие / Кравцова М.Е. ‑ СПб.: Лань, ТРИАДА, 2004. – С. 960.

Лоу Цинси. Классические сады и парки Китая / Лоу Цинси; пер. с кит. Сан

Хуа и др. – Пекин: Межконтинентальное изд-во Китая, 2003. – 152 с. –

(Духовная культура Китая).

Соколов-Ремизов С.Н. Литература ‑ каллиграфия ‑ живопись: к проблеме

синтеза искусств в художественной культуре Дальнего Востока. / С. Н. Соколов-Ремизов ‑ М.: Наука, 1985. ‑ 311 с.

Чжан Аньчжи. История китайской живописи. / Чжан Аньчжи; пер. с

кит. ‑ М.: Феникс, 2008. ‑ 350 с.

Дополнительная литература

Алексеев В.М. Китайская народная картина: Духовная жизнь старого Китая в

народных изображениях. ‑ М.: Наука, 1966. – 260 с.

Бежин Л.Е. Под знаком "ветра и потока". Образ жизни художника в Китае

III‑VI веков. / Л.Е. Бежин; отв. ред. В.Ф. Сорокин. ‑ М.: гл. ред. вост. лит. «Наука», 1982. – 221 с.

Белозерова В.Г. Традиционная китайская мебель. / В.Г. Белозерова ‑ М.: Вост.

лит., 1980. – 144 с.

Белозерова В.Г. Китайский свиток. / В.Г. Белозерова. ‑ М.: РИО ГосНИИР,

1995. – 272 с.

Биррел А. Китайские мифы. / Анна Биррей; пер. с англ. М. Звонарева. – М.:

ФАИР-ПРЕСС, 2005. ­ 128 с.

Ганевская Э.В. Пять семей Будды. Металлическая скульптура северного

буддизма IX‑XIX вв. из собрания ГМВ. / Э.В. Ганевская, А.Ф. Дубровин, Е.Д.Огнева; М-во культуры Рос. Федерации, Гос. научно-исслед. ин-т реставрации, Гос. музей Востока. – М.: УРСС, 2004. – 365.

Голыгина К. И. Символический орнамент на керамике Древнего Китая:

(образы и символы рисованного календаря) / К. И. Голыгина; Российская акад. наук, Ин-т востоковедения. ‑ Москва: ИВ РАН, 2007 ‑ 127 с.

Дагданов Г. В. Чань-буддизм в творчестве Ван Вэя. / Г.В. Дагданов; отв. ред.

Л.З. Эйдлин. – Новосибирск: Наука, 1984. – 136 с.

Дебен‑Франкфор К. Древний Китай. Пер. с франц. Е. Барсуковой / Корин

Дебен-Франкфор. – М., Астрель, АСТ, 2002 – 160 с. – (Археология. Открытие.)

Древние культуры Китая. Палеолит, неолит и эпоха металла. / Отв. Ред.

Ларичев В.Е. – Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1985 – 120 с.

Дух гармонии. Шилунь: китайская живопись: [альбом] / ред. текста: И. С.

Сиротко-Сибирская – СПб.: ИБТ, 2007. ‑ 136 с.

Евсюков В.В. Мифология китайского неолита: По материалам росписей на

керамике культуры яншао. / В.В. Евсюков. – Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1988. – 128 с.

Завадская Е.В. Эстетический канон жизни художника – фэнлю (ветер и поток)

/ Е.В. Завадская // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки / отв. ред. И.Ф. Муриан; Акад. наук СССР, Ин-т востоковедения, Ин-т истории искусств. ‑ М.: Наука, 1973. ‑ С. 82‑89.

Завадская Е. В. Культура Востока в современном западном мире. / Е. В.

Завадская; отв. ред. Л.П. Делюсин. ‑ М.: Наука, 1977. – 168 с.

Завадская Е.В. Ци Бай-ши / Е. В. Завадская ‑ М.: Искусство, 1982 ‑ 287 с. Завадская Е.В. Мудрое вдохновение Му Фу. / Е. В. Завадская ‑ М.: Наука,

1983. ‑ 200 с.

Завадская Е.В. Китай. / Е. В. Завадская. // История эстетической мысли:

становление и развитее эстетики как науки. В 6 т. ‑ М., 1985. ‑ Т. 2. Средневековый Восток. Европа XV‑XVIII вв.; отв. ред. В.В. Бычков ‑ С. 30‑55.

Завадская Е.В. Ихэюань – Сад, творящий гармонию / Е. В. Завадская // Сад

одного цветка: сб. науч. ст./ Ин-т востоковедения; отв. ред. Н.И. Пригарина. ‑ М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1991. ‑ С. 235‑244.

Китайская геомантия. Сост., вст. ст., пер., примеч. и указ. М.Е.

Ермакова. ‑ СПб.: Петербургское востоковедение, 1998. – 272 c.

Китайская живопись. ‑ Ростов-на-Дону: Феникс; Краснодар: Неоглори,

2008. ‑ 159 с.

Китайская живопись кистью: энциклопедия: путеводитель по основам кит.

живописи для начинающего художника / под ред. Вив Фостер; пер. с англ. Т. Лисицыной. ‑ М.: Арт-Родник, 2007. ‑ 224 с.

Китайские памятники мирового наследия. Пекин: Межконтинентальное

издательство Китая, 2003. – 242 с.

Кобзев А. И. Учение о символах и числах в китайской классической

философии. / А.И. Кобзев. ‑ М.: Вост. лит.,1994. – 432 с. – (История восточной философии).

Кривцов В.А. Эстетика даосизма / В. А. Кривцов; Ин-т Дальнего Востока Рос.

АН ‑ М.: ПОО "Фабула", 1993. – 165 с.

Лаптев С.В. Предыстория и история народов Вьет: археология Нижнего

Янцзы и Юго-Восточного Китая периода от раннего неолита до раннего железного века. В 3 тт. / Лаптев С.В. – М. 2006. – Т. 1. 608 с.

Лоу Цинси. Традиционная архитектура Китая. / Лоу Цинси; пер. с кит. Чжэн

Яохуа. – Пекин: Межконтинентальное издательство Китая, 2002. – 175 с.

Малявин В. В. Традиционная эстетика в странах Дальнего Востока. / В.В.

Малявин. ‑ М.: Знание,1987. – 63 с.

Малявин В. В. Китай в ХУI-ХУII вв. Традиция и культура. / В.В.

Малявин. ‑ М.: Искусство, 1995. – 287 с.

Малявин В.В. Книга мудрых радостей. / В.В. Малявин. ‑ М.: Наталис, 1997. – 431 с. – (Восточные арабески).

Малявин В.В. Китайская цивилизация. / В.В. Малявин. ‑ М.: Астрель, 2000. –

627 с.

Малявин В.В. Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера. / В.В.

Малявин. ‑ М.: Изд-во Астрель: Изд-во АСТ: Люкс, 2004. – 432 с.

Малявин В.В. Небо на земле: символизм даосской литургии / В.В.

Малявин. ‑ // Храм земной и небесный. Сб ст. под ред. Ш.М. Шукурова ‑ М.: Прогресс-Традиция, 2004. ‑ Т.1. С. 541‑579.

Мкртычев Т.К. Буддийское искусство Средней Азии (I-X вв.) / Т. К.

Мкртычев. – М.: Академкнига, 2002 – 285 с.

Муриан И.Ф. Картина Лян Кая «Поэт Ли Бо» / И.Ф. Муриан. // Сокровища

искусства стран Азии и Африки. / Ин-т истории искусств МК СССР. ‑ М.: Изобр. иск-во, 1976. ‑ Вып. 2. ‑ С. 87‑98.

Муриан И.Ф. Му Ци. «Птица багэ на старой сосне» / И.Ф. Муриан. // Сад

одного цветка: сб. науч. ст. / Ин-т востоковедения; отв. ред. Н.И. Пригарина. ‑ М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1991. ‑ С. 131‑143.

Муриан И. Ф. Китайская раннебуддийская скульптура IV-VIII вв. в общем

пространстве "классической" скульптуры античного типа / И.Ф. Муриан; Рос. акад. наук, Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ ‑ М.: УРСС, 2005. ‑ 197 с.

Осенмук В.В. Чань-буддийская живопись и академический пейзаж. / В. В.

Осенмук. ‑ М.: Смысл, 2001. ‑ 380 с.

Пострелова Т.А. Академия живописи в Китае в Х-Х111 вв. / Т.А.

Пострелова; отв. ред. О.Н. Глухарева. ‑ М.: Гл. ред. вост. лит., 1976. – 238 с.

Разумовский К.И. Китайские трактаты о портрете. Л.,1971.

Роули Дж. Принципы китайской живописи / Дж. Роули; пер. с англ. и

послесл. В. В. Малявина ‑ М.: Наука, 1989. – 158 с.

Россбах С. Фэн-шуй. Китайское искусство композиции. / Сара Россбах; пер. с

англ. ‑ Львов: Инициатива, 1995. ‑ 187 с.

Самосюк К.Ф. Го Си. / К. Ф. Самосюк. ‑ Л.: Искусство, Ленингр. отд-ние,

1978. ‑ 101 с.

Самосюк К. Ф. Буддийская живопись из Хара-Хото XII-XIV веков. Между

Китаем и Тибетом: коллекция П. К. Козлова / К. Ф. Самосюк – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2006.‑ 423 с.

Скарпари Маурицио. Древний Китай. Китайская цивилизация от неолита до

эпохи Тан. / Маурицио Скарпари; пер. с итал. ‑ М.: АСТ‑АСТРЕЛЬ, 2003. ‑ 291 с.

Соколов С.Н. К вопросу о структуре и функции канона в классической

живописи Дальнего Востока / С.Н. Соколов // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки / отв. ред. И.Ф. Муриан; Акад. наук СССР, Ин-т востоковедения, Ин-т истории искусств. ‑ М.: Наука, 1973. ‑ С. 36‑48.

Соколов-Ремизов С. Н. Пейзаж Ни Цзаня / С.Н. Соколов //Сокровища

искусства стран Азии и Африки. / Ин-т истории искусств МК СССР. ‑ М.: Изобр. иск-во, 1975. ‑ Вып. 1. ‑ С. //Сокровища искусства стран Азии и Африки. Вып. 1. М., 1975. С. 114‑127.

Соколов-Ремизов С. Н. Хуан Гун-ван и его картина «В горах Фучуньшань» /

С. Н. Соколов-Ремизов // Сокровища искусства стран Азии и Африки. / Ин-т истории искусств МК СССР. ‑ М.: Изобр. иск-во, 1979. ‑ Вып. 3. ‑ С. 65‑85.

Соколов-Ремизов С. Н. От средневековья к новому времени: Из истории и

теории живописи Китая и Японии конца XVII-нач. XX в. / С. Н. Соколов-Ремизов; Гос. ин-т искусствознания ‑ М.: Гос. ин-т искусствознания, 1995. – 229 с.

Соколов-Ремизов С. Н. Китайская каллиграфия как выражение

универсального через национально-своеобразное / С. Н. Соколов-Ремизов // Искусство Востока. Проблемы эстетического своеобразия: сб. ст. /Рос. акад. наук, Гос. ин-т искусствознания МК РФ; отв. ред. И.Р. Эолян. ‑ СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. ‑ С. 97‑128.

Соколов-Ремизов С. Н. Восемь янчжоуских чудаков. Из истории китайской

живописи XVIII в. / С. Н. Соколов-Ремизов. ‑ М.: Гос. ин-т искусствознания, 2000. – 350 с.

Соколов-Ремизов С. Н. Живопись и каллиграфия Китая и Японии на стыке

тысячелетий в аспекте футурологических предположений: между прошлым и будущим / С. Н. Соколов-Ремизов; Рос. акад. наук, Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ ‑ М.: УРСС, 2004. – 252 с.

Сычев Л. П. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе

и искусстве. / Л.П. Сычев, В.Л. Сычев; АН СССР, Ин-т востоковедения. ‑ М.: Наука, 1975. – 132 с.

Ткаченко Г. А. Космос, музыка, ритуал: Миф и эстетика в "Люйши чуньцю" /

/ Г. А. Ткаченко; АН СССР ‑ М.: Наука, 1990. – 283 с. ‑ (Исслед. по фольклору и мифологии Востока).

Фэн Линъюй, Ши Вэйминь. Очерки по культуре Китая / пер. с кит. Чжэн

Яохуа. – Пекин: Межконтинентальное издательство, 2001. – 198 с. – (Основные сведения о Китае)

Цюй Лэй Лэй. Искусство китайского рисунка кистью. / Цюй Лэй Лэй; пер. с

англ. ‑ Москва: Никола-Пресс, 2008. ‑ 128 с.

Чжуан Цзяи. Китайская живопись – отражение истории. / Чжуан Цзяи, Не

Чун-чжэн, ‑ Пекин: Межконтинентальное издательство Китая, 2000. – 172 с.

Barrass G.S. The Art of Calligraphy in Modern China. / Gordon.S. Barrass. –

Berkeley: Univ. of California Press, 2002. ‑ 288p.

Billeter J. F. ‑ L`art Chinois de l`ecriture. / Billeter J.Fr. ‑ Geneve: Skira, 1989. –

319 p.

Ch'en Chih-mai. Chinese Calligraphers and their Art. / Ch`en Chih-mai. –

Melbourne: Melbourne university press, 1966. – 286 p.

China: Dawn of a Golden Age, 200-750 AD / James C.Y. Watt. et al.: with

contributions by Prudence O. Harper et al. ‑ New York: Metropolitan museum of art; New Haven: Yale univ. press, 2004. ‑ 392 р.

Chinese Art: Modern Expressions / Dep. of Asian art. The Metropolitan Museum

of Art; Ed. by Maxwell K. Hearn a. Judith G. Smith. ‑ New York: The Metropolitan Museum of Art, 2001. ‑ 311 p.

Chinese Painting and Calligraphy. – Beijing: Zhaohua Publishing House, 1984. –

163 p.

Chinese printmaking today: woodblock printing in China 1980-2000: an exhib. at

the Brit. libr. 7 Nov. 2003-7 Mar. 2004 / ed. by Anne Farrer; with contributions by David Barker et al. ‑ London: Brit. libr., 2003. – 223 р.

Clapp de Coursey ‑ Wen Chengming: the Ming Artist and Antiquity / Clapp de

Coursey A. – Ascona, 1974. – 102 p.

Сontemprorary Chinese Aesthetics. N.Y. 1995.

Dawson L.China's New Dawn: An Architectural Transformation / Layla Dawson.

– Munich, etc.: Prestel, 2005. ‑ 191 p.

Farrer A. "The Brush Dances & the Ink Sings": Chinese Paintings and Calligraphy

from the British Museum: exhibition, 6 September to 4 November 1990, Hayward gallery, London / Anne Farrer. ‑ London: South bank centre, 1990. – 143 р.

Fong Wen C. Images of the Mind: [exhibition: April 15 - June 17, 1984]:

selections from the Edward L. Elliott family and John B. Elliott collections of Chinese calligraphy and painting at The Art museum, Princeton university: catalogue / Wen C. Fong, Alfreda Murck et al. ‑ Princeton: Art museum, Princeton univ., 1984 ‑ 504 p.

Fong Wen. Embodied Image: Chinese Calligraphy from the John B. Elliott

Collection. / Fong Wen C. ‑ New York: The Metropolitan Museum of Art, 1999. – 600 p.

Fraser S. E.Performing the Visual: the practice of Buddhist wall painting in China

a. Central Asia, 618-960 / Sarah E. Fraser. ‑ Stanford (CA): Stanford Univ. Press, 2004. – 342 p.

Fu Shen. Traces of the Brush: Studies in Chinese Calligraphy. / Fu Shen C. Y., Fu

Marilyn, Niell M.G., Clark M.J. – New Haven: Yale University Art Gallery, 1977. – 248 p.

Fu Shen. From Concept to Context: Approaches to Asian and Islamic Calligraphy.

/ Fu Shen C.Y., Glenn D.L., Yonemura A. – Washington, D.C.: Freer Gallery of Art, Smithsonian Institution, 1986. – 180 p.

Fu Shen. Chinese Calligraphy in the Jade Studio Collection / Fong Wen C. // The

Jade Studio: Masterpieces of Ming and Qing Painting and Calligraphy from the Wong Nan-p’ing collection. / Fu Shen C.Y. – New Haven, Yale Univ. Art Gallery. 1994. – 57‑168 pp.

Gao Jianping ‑ The Expressive act in Chinese Art /From Calligraphy to Painting. /

Gao Jianping. – Acta University. Upsaliensis. Aesthetica Upsaliensia, 1996. – 237 p.

Golany G.S. Urban Design Ethics in Ancient China / Gideon S. Golany. – Urban

Design Ethics in Ancient China. ‑ N-Y; Edwin Mellen Press, 2001. – 316 p.

Gu Fang. The Complete collection of Unearthed Gades in China / Gu

Fang. ‑ Beijing: Science press, 2005. – 245 р.

Jodidio, P. Аrchitecture in China / Philip Jodidio. ‑ Hong Kong [etc.]: Taschen,

2007. ‑ 192 p.

Kerr R. Chinese Ceramics: Porcelain of the Qing dynasty, 1644-1911 / Rose Kerr;

Phot. by Ian Thomas. ‑ London: V & A publ., 1998. ‑ 142 р.

Landsberger S. Chinese Propaganda Posters: from revolution to modernization /

Stefan Landsberger. ‑ Amsterdam: Pepin press, 2001. ‑ 216 р.

Laing E. J.. Art and Aesthetics in Chinese Popular Prints. / Ellen Johnston Laing –

Ann Arbor: Center for Chinese Studies, Univ. of Michigan, 2002. – 206 p.

Lesbre E. La Peinture Chinoise / Emmanuelle Lesbre, Liu Jianlong. ‑ Paris: Hazan,

2004. – 479 р.

Li Chu-Tsing. Trends in Modern Chinese Painting: The C.A. Drenowatz coll. / Li

Chu-Tsing. – Ascona: Artibus Asiae, 1979. – 248 p.

Li Zehou. The Path of Beauty. A Study of Chinese Aesthetics. Beijing. 1988.

Little S. Taoism and the Arts of China / Stephen Little, Shawn Eichman; With

essays by Patricia Ebrey et al. ‑ Chicago (IL): Univ. of California Press, 2000. ‑ 415 p.

Liu, C. Y. Recarving China's Past: Art Archaeology, a. Architecture of the "Wu

Family Shrines" / Cary Y. Liu, Michael Nylon, Anthony Barbieri-Low; ed. by Naomi Noble Richard; with a keynote essay by Michael Loewe. ‑ New Haven; London: Princeton Univ. Art Museum: Yale Univ. Press, 2005. ‑ 617 p.

Luo Zhewen. China`s Imperial Tombs and Mausoleums. / Luo Zhewen. – Beijing:

Foreigh lang. press, 1993. – 216 p.

Michaelson C. Chinese Art in Detail / Carol Michaelson & Jane Portal. ‑ London:

British museum press, 2006. ‑ 144 р.

Nuridsany M. L'art Contemporain Chinois / Michel Nuridsany; phot. Marc

Domage. ‑ Paris: Flammarion, 2004. ‑ 264 р.

Prunner G. Kunsthandwerk aus Guizhou (China). / Gernot Prunner. ‑ Hamburg:

Hamburgisches Museum fur Volkerkunde, 1983. ‑ 103 p.

Scarpari M. Das Antike China / Maurizio Scarpari; Übers. aus dem Ital. Susanne

Tauch ‑ Köln: Müller, 2001. – 291 р.

Schinz A. The Magic Square: Cities in Ancient China / Alfred Schinz. – Stuttgart;

Edition Axel Menges GmbH, 1996. – 428 p.

Siren O. Chinese Painting. Leading Masters and Principles / Osvald Siren. Vol. 1‑7.

N.Y., 1956-58.

Siren O. A History of Early Chinese Art. / Osvald Siren; reprint from 1929-30, vol.

1-4. – N.Y.: Hacker art books, 1970.

Shanghai: architecture & design / ed. Alejandro Bahamon. ‑ Cologne [etc.]: Daab,

cop. 2005. ‑ 237 p.

Soper L. E. The Art and Architecture of China. Penguin, 1971.

Sullivan M. The Arts of China. / Michael Sullivan. ‑ 4. ed. expanded a.

rev. ‑ Berkeley: Univ. of California Press, 1999 ‑ 322 p.

Sullivan M. Art and Artists of twentieth-century China. Berkeley, 1996. – 354 р.

Sullivan ‑ The Three Perfections: Chinese Painting, Poetry and

Calligraphy. / M. Sullivan – New York: Braziller, 1980, 1999. – 88 p.

Sung Yu. Scrolls from Ancient China / Sung Yu, Dickson, Ronald. – Taipei:

Renaissance publ. co., 1973. – 94 p.

The Century of Tung Ch’i-chang, 1555‑1636 /Wai-kam Ho, ed.,

With essays by Wai-kam Ho, Dawn Ho Delbanco, Wen C.Fong et al. – Kansas City: Nelson-Atkins Museum of Art; Seattle; L.: Univ. of Washington press, 1992. – V. I‑II.

The Golden Age of Chinese Archaeology. Celebrated Discoveries from the

People`s Republic of China / Edited by Xiaoneng Yang. – Catalogue for an exhibition at the National Gallery of Art. – Washington, 1999. – 600 p.

Treasures from the Shanghai Museum: 6,000 years of Chinese Art: exhibition /

organized by the Shanghai museum and the Asian art museum of San Francisco; ed. by René-Yvon Lefebvre d'Argencé; transl.: d'Argencé et al. ‑San Francisco, 1983/ ‑ 191 p.

The First Emperor: China's terracotta army / ed. by Jane Portal; with assistance of

Hiromi Kinoshita. ‑ London: British museum press, 2007 ‑ 240 р.

The Monk and the Demon: Contemporary Chinese Art: exhibition at the

Contemporary art museum of Lyon from the 9th June until the 15th of August, 2004: catalogue] / ed. Laura Maggioni; transl. Renée Barbier. ‑ Lyon: Musée d'art contemporain; Milan: 5 continents, 2004. ‑ 182 р.

Yee Chiang ‑ Yee Chiang. Chinese Calligraphy: An Introduction to Its

Aesthetic and Technique. / Chiang Yee – Londres, Methuen, 1938; 3rd edition, rev. and enl. ‑ Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1973. – 250 p.

Zhang Yiguo ‑ Zhang Yiguo. Brushed Voices: Calligraphy in Contemporary

China/ ‑ Columbia University, The Miriam and Ira D. Wallach Art Gallery, 1998. – 190 p.

Xiānfēng! Xiānfēng! Chinese Avant-garde Sculpture / ed. Dick van Broekhuizen,

Jan Teeuwisse. ‑ Den Haag: Museum Beelden aan Zee; Zwolle: Waanders, 2005. ‑ 118 с.

Wang Shixiang. Ancient Chinese Lacquerware / Wang Shixiang; Transl. Wang

Wenjiong ‑ Beijing: Foreign lang. press, 1987. ‑ 225 р.

Wang Shixiang. Connoisseurship of Chinese Furniture. Ming and Early Qing

Dytasties / Wang Shixiang. – Chicago: Art Media, 1990. – 2 vols.

Watson W. The Arts of China after 1620 / William Watson, Chuimei Ho, cop.

2007 – 274 р

Weitz, Ankeney.Zhou Mi's record of clouds and mist passing before one's eyes: an

annotated translation / by Ankeney Weitz. ‑ Leiden [etc.]: Brill, 2002. ‑ 363 p. ‑ (Sinica Leidensia, ISSN 0169-9563; Vol. 54).

Wilson V. Chinese Textiles: Victoria & Albert museum Far Eastern series / Verity

Wilson. ‑ London: V & A publ., 2005. ‑ 128 р.

Whitfield R. Cave Temples of Dunhuang: Art and History on the Silk Road /

Roderick Whitfield, Susan Whitfield, Neville Agnew; phot. of the Mogao caves by Lois Connera, Wu Jian ‑ London: British libr., 2000. – 138 р.

Wu Hung. Monumentality in Early Chinese Art and Architecture. / Wu

Hung. Stanford (CA): Stanford Univ. Press, 1995. ‑ 376p.

Электронные ресурсы

Искусство Китая. / координатор проекта А. Литвина; авт.-сост.: О.

Солодовникова, К. Вязовикина. ‑ Электрон. дан. ‑ М.: ДиректМедиа Паблишинг ‑ (Электронная библиотека; 27).

Интернет ресурсы

www.eastarts.ru

Тематический план курса

«Эстетические основы китайской философии» (в часах)

  тема лекции д/о
I.1 Введение в китайскую эстетику  
I.2 Протоэстетика периода династий Шан и Чжоу  
I.3 Период империй Цинь и Хань  
I.4 Период III‑VI вв.  
I.5 Династия Тан  
I.6 Период Пяти династий и династии Сун  
I.7 Династия Юань  
I.8 Династия Мин  
I.9 Династия Цин  
II.10 Теория стилей и художественных школ  
II.11. Теория жанров живописи  
II.12. Категории пороков и достоинств  
II.13 Теория синтеза искусств  
  ИТОГО  

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Китай

1. Сосуды китайского неолита как модели мирозданья.

2. Эстетика цинтун «зеленой бронзы» как часть конфуцианской парадигмы.

3. Отражение представлений о загробном мире в погребениях периода династий Цинь и Хань.

4. Онтология каллиграфического морфогенеза.

5. Значение неодаосизма в развитии скорописных почерков в период III‑VI вв.

6. Постулаты школы Чань и их влияние на каллиграфию и живопись династий Тан и Сун.

7. Теоретические постулаты Ши-тао и их воплощение в его живописи.

8. Единство теории и практики в китайском искусстве ‑ на примере трактата Цзецзыюань хуачжуань («Слово о живописи из Сада с горчичное зерно»)

9. Эстетическая программа китайского сада периода династий Мин и Цин.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДОКЛАДОВ

1. Теория происхождения китайской живописи.

2. Теория китайского пейзажа.

3. Теория китайского портрета.

4. Теория жанра хуаняо.

5. Теория пороков и достоинств в китайской эстетике.

6. Теория каллиграфических почерков в Китае и ее интерпретации в Кореи и Японии.

7. Эстетика каллиграфического инструментария.

8. Теория работы кистью би фа и работы тушью мо фа.

9. Принципы каллиграфической композиции в Китае и их интерпретации в Кореи и Японии.

10. Эстетический принцип кай-хэ (открытия и закрытия) и его философские истоки.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Эстетика числа в китайской живописи.

2. Синтез изображения и слова в китайской живописи.

3. Влияние неоконфуцианской модели пространства и времени на композиционную структуру китайского живописного свитка.

4. Энергетическая парадигма китайской каллиграфической эстетики.

5. Категории и – до (единое и множество) в каллиграфической и живописной эстетики.

6. Философские истоки концепции гармонии пластической формы в каллиграфической эстетике Китая.

7. Концепция фа («правила») в каллиграфической и живописной эстетики Китая.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Система контроля знаний включает выступление с докладом на коллоквиуме и написание контрольной работы. В программе предлагаются темы для докладов и контрольных работ. По согласованию с преподавателем возможна работа над другими темами, учитывающими преддипломную специализацию студентов. Размер контрольной работы определяется, исходя из индивидуальной потребности студентов в раскрытии темы. Учитывается оригинальность выводов, стройность изложения, соответствие системы ссылок и примечаний стандартам научной публикации. Максимальное количество баллов ставятся только при знании студентами иероглифического написания основных терминов, имен авторов и названия трактатов. Учитывается и инициатива студентов по самостоятельному переводу фрагментов трактатов и умение их квалифицированно прокомментировать.

Выступление с докладом оценивается до 40 баллов, участие в выступлениях по докладу – до 20 баллов. Контрольная работа оценивается до 40 баллов. По сумме баллов выставляется зачет.

Студент, набравший менее 60 баллов, должен сдать итоговую аттестации, отвечая устно на три темы из списка тем контрольных работ, указанных в программе. Пересдача итоговой аттестации производится аналогичным образом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: