Основные проблемы и характерные черты философии французского Просвещения

Просвещением обычно называют философское и идеологическое течение, сформировавшееся прежде всего во Франции в 18-м веке.

Отличительные черты философии Просвещения:

- четко выраженная антиклерикальная направленность, доходящая у некоторых просветителей (Дидро, Гольбаха) до антитеологической, богоборческой и атеистической;

- неразрывная связь философских воззрений просветителей с достижениями естествознания;

- гуманистическая ориентация философии с доминированием в ней антропосоциальной проблематики;

- направленность философских взглядов просветителей на изменениеØ социальной действительности в интересах прогресса и "улучшения гражданского общества".

В философии французского можно выделить три основных направления:

- деистическое;

- атеистическо-материалистическое;

- утопическо-социалистическое (коммунистическое).

Деизм — направление в философии, сторонники которого:

- отвергали идею личного Бога;

- не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизмом);

- видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более);

- отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения.

К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской революции. Это смесь атеизма и материализма. Ее видными представителями являлись Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление получило широкое распространение в философии Франции во второй половине XVIII — начале XIX вв. Представители данного направления (Мабли, Бабеф, Сен-Симон, Фурье) жестко критиковали существующий общественно-экономический и политический строй, выдвигали проекты построения нового общества и государства, основанного на общественной собственности, где торжествует идея справедливости, понимаемая социалистами-утопистами как всеобщее равенство.

19. Философия Ф. Бэкона

Первым и величайшим исследователем природы в Новое время был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Философия Ф.Бэкона была продолжением натурализма Возрождения, который он вместе с тем освобождал от пантеизма, мистицизма и различных суеверий.

Фрэнсис Бекон считал целью человеческой жизни достижение счастья посредством истинной культуры и гуманности. Истинное знание - это знание причин. Познанию мешают объективные и субъективные факторы - "идолы" или "призраки" познания: идолы рода; идолы; идолы рынка; идолы.

Бэкон составил свою классификацию наук, учение о методах. Лучшей формой государства признавал монархию.

Бэкону принадлежат слова: "Знание есть сила, и тот, кто овладеет знанием, тот будет могущественным". Он сторонник эмпиризма в обосновании познания, автор теории элиминативной индукции. Главные труды: "Новый Органон", "О достоинстве и преуспеянии наук", "Опыты политические и моральные", "Новая Атлантида".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: