Монадология Г. Ляйбница

Ядром философской концепции Лейбница является учение о " монады " - монадология. Монада рассматривается как простая неделимая духовная субстанция бытия. Опираясь на известные из античной философии доказательства, Лейбниц отрицает возможность существования единой субстанции, о которой учил Спиноза. Лейбниц утверждает, что понятие единой субстанции отрицает возможность существования движения, изменчивости бытия. Поэтому он обращается к бесконечного множества субстанций - монад. Монада - самодостаточная единица бытия, способна к активности, самодвижения, деятельности. Монада - это простая субстанция.
Сложная субстанция всегда зависима от простых, а потому сложное образование вообще нельзя признать субстанцией. Поэтому монады не изменяются под влиянием других монад, каждая из них является самодостаточной, а значит представляет собой самодостаточный мир, незыблемую гармонию, которая является сильнейшей в мире. Как самые совершенные гармоничные образования, монады и между собой имеют единое отношение - " гармонию ". В случае, когда в мире существует две одинаковых монады, следует признать, что они будут тождественными. Таким образом, монады различаются по своим качествам. Монады имеют три главные разновидности по степени своего развития. Низшая форма характеризуется " перцепцией " (духовно пассивной способностью восприятия). Высшие монады способны иметь чутье и четкие представления. Их Лейбниц называет " монадами - душами". Монады высшей степени способны к " апперцепции " (сознания) и их называют " монадами - духами ".
Монады не имеют пространственных (физических) свойств, поэтому они чувственно не даны. Дано только разуму. Чувственно данные тела являются комбинациями монад, которые отличаются тем, из которых монад они состоят. Человек олицетворяет собой такую ​​совокупность монад, в которой ведущую роль играют монады, которые способны осознавать. Объединение монад неслучайно, оно определено " предсказаний гармонией ", которая выражается в самоизменению монад согласованно с другими монадами.
Причины изменения монад могут быть внешними и внутренними. Каждая из монад содержит в себе как прошлое, так и будущее. Предсказаний гармония позволяет стать имеющимися всем качествам, которые имеются в каждой из монад в обнаружен форме. Процесс познания, таким образом, Лейбниц рассматривает как развитие способности к созданию и осознание идей. Он отрицает существование врожденных идей, человек с рождения имеет только некоторые врожденные принципы (инстинкты).
Чувственное познание им рассматривается как низшая ступень рационального познания. Известное выражение "Нет ничего в разуме, не прошедшего ранее из-за чувств " Лейбниц дополняет положением - " кроме произведений самого разума ". Разум открывает существенное, необходимое, а чувство - случайное, эмпирическое. Поэтому и истины бывают разными: эмпирические - истины факта; умственные - истины теории. К истинам разума Лейбниц относит основные положения математики и логики. Математику и логику Лейбниц рассматривает как главные науки разума, которые сообщают человеку о мире, не дан чувственно. Это науки о " все возможные миры" (в отличие от философии, которая определяется им как наука о действительном мире).

22. Философия Б. Спинозы.
Б. Спиноза (1632-1677) критикует Декарта. Главным недостатком декартовой теории субстанции Спиноза считал ее дуализм. Спиноза считал, что решить это противоречие можно только следующим образом: отождествить Бога и природу. Бог внутри природы. Единичные вещи существуют не самый по себе, они являются всего лишь проявлениями - «модусами» единой субстанции - Природы - Бога.
Теория познания Спинозы носит рационалистически характер, он выделяет три ступени познания. Первый род знания - чувственное знание. Второй и третий - знание интеллектуальное. Основная цель фил. - Завоевание господства над внешней природой и соверш. челов. природы. Развивая эти идеи предшественников он дополнил их учением о свободе.
С. учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является предпосылкой самой себя. Прир. является с одной стороны природой творящих, а с др. - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя прир и бога, С. отрицает сущ. сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалист. понимание природы.
Обосновывает важное различие между сущностью и существованием. В единичных, преходящий вещах сущн. НЕ совп. с существ., но в вечной и бесконечной субстанции из сущности с необходимостью следует ее существование. Поэтому бытие бога (или субстанция) может быть доказано, т.е существование бога м.б. Выведен из понятия о сущности бога (природы). Бытие субстанция. одновременно и необходимо и свободно т.к. не сущ. никакой причины, кот. побуждала бы субстанция к действию, кроме ее собств. сущности. Единичная вещь не следует из субстанция как из своей ближ. причины. Она может следовать только из др. конечной вещи. Поэтому всякая ед. вещь не обладает свободой.
Вот субстанция. следует отличать мир кон. вещей, или совок. модусов. Модус это то, что сущ. не само по себе, а в другом. Субстанция - единственная, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же бесконечное множество. Они относятся к субстанция как Бесчисленные точки, лежащие на прямой относятся к самой прямой.
Прир. сущ. сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный ум мог бы постигать беск субстанция. во всех ее видах и аспектах. Но наш ум НЕ бесконечен. Поэтому он постигает сущ. субстанции как бесконечную лишь в 2 аспектах: как протЯжении и как мышление (атрибуты субстанции).
Чел как предмет познания, НЕ составл никакого исключения. Чел. есть существо, кот. модус протЯжении - тело, соотв модус мышления - душа. В любом случае человек - часть природы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: