Трудовая теория стоимости и теория предельной полезности

Исторически первой в экономической науке появилась трудовая теория стоимости. Суть — Потребительные стоимости качественно разнородны и поэтому количественно несоизмеримы. Общей основой всех обмениваемых товаров является то, что все они продукты труда. Труд имеет двойственный характер: — конкретный, т.е. труд в определённой форме (частный труд), — абстрактный, затрата энергии вообще (общественный труд). Стоимость — это вещественная форма затрат абстрактного общественного труда, выражающая отношение продавца к покупателю или издержек к полезности. Величина стоимости определяется величиной общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ – измеряется в рабочем времени). Стоимость — отношение, в котором проявляется равенство общественного труда, поэтому непосредственно в рабочем времени она выразить себя не может. На рынке она выражает себя через отношение одного товара к другому. Форма выражения стоимости — другой товар или особый товар — деньги. Денежное выражение стоимости – цена. Достоинства и недостатки трудовой теории стоимости. На основе этой теории легко объяснить, почему одни товары дороже, а другие дешевле. Ответ прост: различны уровни общественно необходимых затрат труда на производство автомобиля, мотоцикла и велосипеда. Субъективная полезность. Первый закон Госсена. Общая и субъективная предельная полезность. Параллельно с трудовой теорией стоимости возникла теория предельной полезности. Суть — товар на рынке покупают не потому, что в нём заключены затраты труда, а потому, что данный товар для покупателя имеет полезность, ценность. Ценность товара обнаруживается на рынке при обмене. Сторонники теории предельной полезности ценность или стоимость товара выводят не из затрат труда, а из полезности. При этом они выделяют 2 вида полезности: — полезность общую, абстрактную, или родовую: способность блага удовлетворять какую-либо потребность людей, — конкретную, или субъективную полезность: означает субъективную оценку данного экземпляра данного блага данным покупателем. Исходной основой субъективной полезности являются следующие предпосылки: — субъективная полезность предполагает редкость блага, ограниченность его запаса, — полезность зависит от характера потребления благ. Достоинства и недостатки теории предельной полезности. Если субъектив­ная оценка каждого блага определяется его предельной полезностью для данного покупателя, то и рыночные цены этих товаров, определяются только этой субъективной полезностью для покупателя и что мнение продавца ничего не зна­чат. В этом случае придётся признать, что цена легкового автомобиля выше цены мотоцикла не вследствие более высоких затрат на автомобиль, а только потому, что данный покупатель субъективно ценит автомобиль выше, чем мотоцикл. Полный отказ от трудовой те­ории стоимости и признание в качестве единственного ис­точника стоимости (ценности) только предельной полезности не даёт возможности объяснить, почему на различных рынках при всех исключениях и колебаниях на одни и те же товары складываются единые рыночные цены. С тоимость (ценность) включает в себя и цель (результат производства, полезность) и средство достижения этой цели (затраты живого труда, ресурсов, факторов пр-ва). Обмен как единство учета полезности эконом-их благ и затрат на их пр-во и реализацию. В начале 20в. экономика предпринимает попытку создать синтез предельной полезности и затрат (издержек) производства. По мнению А. Мар­шалла, ценность товара в равной мере определяется и полезностью, и затратами (издержками) производства. При этом затраты труда (живого и овеществленного) осуществля­ются потому, что общество ценит данное благо. Стоимость готового товара как бы вменяется стоимости пошедших на его изготовление факторов производства (прим.: токайское вино не потому дорого, что дороги токайские виноградники, а наоборот: из-за высокой ценности вина будут высоки и затраты на его изготовление). Следовательно, товар — это единство потребительной стоимости и меновой стоимости, а стоимость, или экономическая ценность товара, — это единство полезности блага и затрат на его производство. Товаропроизводитель не будет осуществлять затраты, если они не оправданы целью, результатами, полезностью будущих благ, но в то же время получение результата, достижение полезности немыслимо без затрат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: