Закон стоимости: его сущность и функции

Английская классическая и марксистская экономическая наука в лице Смита, Риккардо, Маркса основным ЗАКОНОМ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА считала закон стоимости. Сущность закона стоимости состоит в том, что в товарном производстве основу пропорций обмениваемых товаров определяет рыночная стоимость, величину которой в свою очередь предопределяют общественно необходимые затраты труда (ОНЗТ). Закон стоимости выделяет 4 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ: — учетную, — стимулирующую, — распределительную, — расслоение или дифференциацию товаропроизводителей. 1) Учетная - в рыночном хозяйстве проявляет себя через уровень рыночных цен в статистике и через колебания этих цен в динамике. Можно утверждать, что закон стоимости есть закон цен, т.к. внешней формой проявления являются сами цены. СТОИМОСТЬ – это содержание рыночных отношений между участниками рынка, цена — форма данного содержания. 2) Стимулирующая — закон стоимости побуждает товаропроизводителей экономить затраты труда; он устанавливает единые рыночные цены, в основе которых лежат ОНЗТ. 3) Распределительная — закон стоимости через механизм рыночных цен побуждает товаропроизводителей направлять свой капитал и ресурсы в те отрасли и сферы рыночного хоз-ва, где прибыль выше. 4) Функция дифференциации товаропроизводителей — механизм рыночных цен расслаивает товаропроизводителей: одних разоряет, других обогащает. Эффект «невидимой руки» Влияние закона стоимости в рыночной системе хозяйствования проявляется в том, что воздействие его выступает как своеобразная «НЕВИДИМАЯ РУКА», которая направляет товаропроизводителя к своей цели — получению личной выгоды, удовлетворению собственного интереса. Роль закона стоимости в рыночном хозяйстве. Роль закона стоимости в рыночной системе носит ограниченный характер. Он достаточно четко объясняет поведение продавца. Оставаясь в рамках этого закона трудно объяснить поведение покупателя: товаропроизводитель хотел бы продавать товар по той цене, которая полностью бы возместила все его затраты и принесла максимум прибыли, а покупатель, которого не волнуют эти затраты — хотел бы купить качественный товар по низкой цене (либо он ценит товар: его потребительские качества, полезность, либо нет). Ограниченность закона Роль закона стоимости имеет ограниченный характер: Он объясняет экономические мотивы поведения товаропроизводителя, продавца. Но трудно объяснить экономическое поведение другого субъекта рынка — покупателя, потребителя. Товаропроизводитель хочет продавать свой товар его по такой цене, которая полностью возместила бы все его затраты и принесла максимум прибыли. Но покупателя не волнуют затраты продавца на данный товар, его экономический интерес в том, чтобы цена была низкой, качество товара высоким, но самое главное в том, что покупатель ценит или не ценит потребительские качества товара, его полезность, нужность или ненужность его для себя. Поведение этого субъекта рынка требованиями закона стоимости объяснить невозможно.





Подборка статей по вашей теме: