Закон стоимости: его сущность и функции

Английская классическая и марксистская экономическая наука в лице Смита, Риккардо, Маркса основным ЗАКОНОМ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА считала закон стоимости. Сущность закона стоимости состоит в том, что в товарном производстве основу пропорций обмениваемых товаров определяет рыночная стоимость, величину которой в свою очередь предопределяют общественно необходимые затраты труда (ОНЗТ). Закон стоимости выделяет 4 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ: — учетную, — стимулирующую, — распределительную, — расслоение или дифференциацию товаропроизводителей. 1) Учетная - в рыночном хозяйстве проявляет себя через уровень рыночных цен в статистике и через колебания этих цен в динамике. Можно утверждать, что закон стоимости есть закон цен, т.к. внешней формой проявления являются сами цены. СТОИМОСТЬ – это содержание рыночных отношений между участниками рынка, цена — форма данного содержания. 2) Стимулирующая — закон стоимости побуждает товаропроизводителей экономить затраты труда; он устанавливает единые рыночные цены, в основе которых лежат ОНЗТ. 3) Распределительная — закон стоимости через механизм рыночных цен побуждает товаропроизводителей направлять свой капитал и ресурсы в те отрасли и сферы рыночного хоз-ва, где прибыль выше. 4) Функция дифференциации товаропроизводителей — механизм рыночных цен расслаивает товаропроизводителей: одних разоряет, других обогащает. Эффект «невидимой руки» Влияние закона стоимости в рыночной системе хозяйствования проявляется в том, что воздействие его выступает как своеобразная «НЕВИДИМАЯ РУКА», которая направляет товаропроизводителя к своей цели — получению личной выгоды, удовлетворению собственного интереса. Роль закона стоимости в рыночном хозяйстве. Роль закона стоимости в рыночной системе носит ограниченный характер. Он достаточно четко объясняет поведение продавца. Оставаясь в рамках этого закона трудно объяснить поведение покупателя: товаропроизводитель хотел бы продавать товар по той цене, которая полностью бы возместила все его затраты и принесла максимум прибыли, а покупатель, которого не волнуют эти затраты — хотел бы купить качественный товар по низкой цене (либо он ценит товар: его потребительские качества, полезность, либо нет). Ограниченность закона Роль закона стоимости имеет ограниченный характер: Он объясняет экономические мотивы поведения товаропроизводителя, продавца. Но трудно объяснить экономическое поведение другого субъекта рынка — покупателя, потребителя. Товаропроизводитель хочет продавать свой товар его по такой цене, которая полностью возместила бы все его затраты и принесла максимум прибыли. Но покупателя не волнуют затраты продавца на данный товар, его экономический интерес в том, чтобы цена была низкой, качество товара высоким, но самое главное в том, что покупатель ценит или не ценит потребительские качества товара, его полезность, нужность или ненужность его для себя. Поведение этого субъекта рынка требованиями закона стоимости объяснить невозможно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: