Теория потребительского поведения

Кардиналистская и ординалистская теории: их сущность и принципиальные основы Теория потребительского поведения — теория, рассматривающая поведение потребителей на рынке. Существуют 2 подхода, которые по-разному объясняют поведение потребителя на рынке: кардиналистская теория полезности (от англ. cardinal — количественный), или просто теория предельной полезности — любой потребитель способен количественно измерить уровень полезности всякого данного товара и уровень своего благосостояния, своих доходов. ординалистская теория полезности (от англ. ordinal — порядковый), или теория потребительского выбора — основан на том, чтобы установить отношения предпочтения или безразличия между различными товарами без количественного измерения полезности. Общее в том и другом подходе состоит в том, что в их основе лежит использование функции предельной полезности. Различают общую и предельную полезность. Общая полезность — это удовлетворение, которое субъект получает от потребления общего количества определенного блага. Она характеризует суммарную полезность некоторого количества единиц потребленного блага. Предельная полезность — представляет собой прирост общей полезности i-го блага в результате увеличения потребления его на одну единицу. Кардиналисты полезность увязывают со спросом путем сопоставления полезности денег с полезностью приобретаемого товара. Если полезность денег остается постоянной (напр, 10 руб. имеет полезность, равную 1 единице полезности), то покупатель купит по цене 50 руб. лишь 1 кг яблок, если их предельная полезность им будет также оценена в 50 руб. Покупая 1 кг яблок, потребитель теряет полезность в 50 руб., но он и приобретает полезность, равную 50 руб. уже в форме товара. Однако 2-й кг яблок потребитель по цене 50 руб. не купит, т.к. полезность денег осталась прежней и равна 50 руб., а полезность 2-го кг яблок уменьшилась по закону Госсена, например, до 40 руб. Купив 2-й кг яблок, потребитель потерял бы полезность величиной 10 руб. Однако при цене 40 руб. потребитель купил бы 2 кг яблок, при цене 30 руб. — 3 кг яблок. Так, исходя из аксиомы снижения предельной полезности (первый закон Госсена), объем спроса убывает вместе с ростом цен. Ординалисты ставят перед собойзадачу — определить для потребителя такой набор благ, который позволил бы ему получить максимум полезности от потребления этого набора за ограниченный период времени. Этот акт выбора имеет две стороны: надо учесть желания потребителя, его вкусы и предпочтения, надо учесть возможности потребителя с точки зрения его денежного дохода. Смысл потребительского выбора состоит в том, чтобы желания потребителя совпали с его возможностями. Анализ предпочтений потребителя и кривые безразличия. Анализ предпочтений потребителя ведется при помощи кривых безразличия. Кривая безразличия — это линия, каждая точка которой представляет комбинацию двух товаров, которые имеют для потребителя одинаковую общую полезность, и поэтому потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать. Отсюда и произошло название “кривые безразличия”. Анализ возможностей потребителя и линия бюджетного ограничения. Желание потребителя купить дан­ный товар ещё не означает, что он этот товар купит. Потребление ограничивают 2 фактора — цены и доход потребителя. Возможности потребителя характеризуют линии бюджетного ограничения – она показывает, какие комбинации 2-х товаров могут быть приобретены при данном уровне цен на эти товары и при данной величине денежного дохода. Проблема потребительского выбора сводится к тому, чтобы при данных возможностях найти такой набор товаров, который принес бы максимальную полезность, наибольшее удовлетворение. Второй закон Госсена — чтобы получить максимум полезности от потребления заданного набора благ за ограниченный период времени, нужно каждое из них потребить в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ будет равна одной и той же величине


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: