Структурная перестройка экономики России

Правительство РФ 13 декабря 1996 г. утвердило Концепцию среднесрочной программы на 1997-2000 гг. Структурная перестройка и экономический рост, где отмечалось, что при всех исключительных трудностях, которые переживает российская экономика, в ней произош­ли серьезные качественные изменения - она стала пре­имущественно рыночной.

Тем самым созданы решающие предпосылки для пере­хода к следующему этапу преобразований российской эко­номики, к ее структурной перестройке и возобновлению на этой основе экономического роста. Смысл структурной перестройки состоит в том, что наряду со свертыванием и ликвидацией старых, неэффективных, не удовлетворяю­щих требованиям рыночной экономики производств, ко­торые преобладали до сих пор, начинается и набирает темп развитие современных эффективных и конкуренто­способных производств и видов деятельности. Их рост вна­чале компенсирует спад в старых производствах, и тем самым достигается устойчивая стабилизация объема ВВП, продукции промышленности и сельского хозяйства. Затем темп роста более эффективного сектора превосходит раз­меры спада производства на прежних мощностях, не обес­печивающих выпуск пользующейся спросом продукции с приемлемыми издержками, и таким образом начинается рост экономики в целом.

Одновременно будут происходить сдвиги в отраслевой структуре производства, удельный вес одних отраслей уве­личится, других - снизится, отражая формирование но­вой структуры, приспособленной к структуре рыночного спроса, реальным потребностям общества и условиям кон­курентоспособности.

Государственная социально-экономическая политика должна способствовать изменению структурных соотноше­ний в реальном секторе экономики в четырех взаимосвя­занных направлениях:

ü совершенствование организационной и управленческой структур в реальном секторе экономики, обусловленное не­обходимостью повышения качества менеджмента на всех уров­нях управления, предполагающее проведение реформы пред­приятий и государственного сектора экономики;

ü улучшение технологической структуры материально­го производства на основе замещения устаревших технологий и основных фондов современными, что предполага­ет существенное изменение темпов и пропорций инвести­ционного процесса (рост объемов инвестиций, включая иностранные с предоставлением государственных гаран­тий, сокращение сроков их окупаемости, увеличение доли инвестиций, реализуемых в современные технологии, преж­де всего в наукоёмких отраслях);

ü изменение структуры производства, предполагающее увеличение доли продукции с высокой степенью обработ­ки (высокой добавленной стоимостью);

ü развитие инфраструктуры экономики, в том числе таких важнейших отраслей, как транспорт и связь.

С учетом современного состояния промышленности и содержания нового этапа преобразований главная цель промысленной политики определяется как повышение эффективности и конкурентоспособности российской про­мышленности на внешнем и внутреннем рынках, переход на этой основе в стадию подъема.

В соответствии с этим формируются стратегия и при­оритеты промысленной политики.

Приоритеты промысленной политики в 1997-2000 гг. строились на следующих принципах:

ü ускорение включения России в существующую систему международного разделения труда путем поощрения отрас­лей и предприятий, производящих реально и потенциаль­но конкурентоспособную на мировом рынке продукцию;

ü поощрение отраслей и предприятий, приводящих к появлению на рынке принципиально новых товаров (ра­бот, услуг) и товаров с улучшенными потребительскими и эксплуатационными характеристиками, позволяющими расширить позиции на существующих товарных рынках и завоевать новые;

ü поощрение вывода и конверсия мощностей, сокраще­ния производства, ликвидации предприятий в неперспективных отраслях на основе общегосударственных, отрас­левых и региональных программ;

ü гармонизация государственных стандартов Российской Федерации с международными стандартами и прежде всего, стандартами Европейского Союза;

ü совершенствование нормативно-правовой базы промышленной политики;

ü регулирование цен на продукцию естественных моно­полий. ­

В ближайшие годы в России промышленная стратегия. будет направляться на достижение нового технологического рубежа. При этом соотношение передовых рубежей с исходными возможностями будет существенно различать­ся по группам отраслей.

В первой группе отраслей (нефтяная, газовая, алмаз­ная, лесная) имеются реальные возможности развития на собственной финансовой базе. Для этого потребуется вне­сти изменения в налоговую систему, которая должна обес­печить предприятиям возможность полной компенсации текущих затрат, а также осуществления необходимых ин­вестиций для подготовки минерально-сырьевой базы и ос­воения новых месторождений.

Эти отрасли весьма привлекательны для иностранных инвестиций, и должны создаваться условия для их макси­мального притока без ущерба для национальной безопас­ности. Необходимо добиваться того, чтобы иностранные инвестиции привлекались на условиях, обеспечивающих размещение значительной доли заказов на российских пред­приятиях и реинвестирование прибыли в России.

Для второй группы отраслей и производств (самолето­строение, ракетно-космические производства, атомная про­мышленность, вооружения и военная техника, отчасти энергетическое машиностроение и электротехника, тяже­лое станкостроение, биотехнологии) характерно, что их продукция на внешнем рынке будет сталкиваться с острой конкуренцией со стороны крупных транснациональных корпораций. Поэтому основные методы промышленной политики для этих отраслей - государственные инвести­ции, закупки и субсидии, экспортные кредиты.

К производствам и отраслям третьей группы (автомобильная промышленность, транспортное, дорожное, сель­скохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая про­мышленность) должны быть применены меры, направлен­ные, в первую очередь, на стимулирование внутреннего и внешнего спроса на их продукцию.

На первом этапе могут быть введены защитные импорт­ные тарифы в пределах международных норм. В этих от­раслях необходимо избегать прямой государственной под­держки, кроме чрезвычайных случаев.

К приоритетным направлениям промышленной поли­тики отнесены нефтедобывающая, газовая, нефтеперера­батывающая отрасли, деревообработка, добыча и перера­ботка алмазов, машиностроительные производства, обес­печивающие выпуск машин и оборудования, необходимых для этих отраслей, авиастроение и ряд других.

Важная Роль отводится развитию инфраструктуры промышленного комплекса, обеспечивающей повышение каче­ства продукции, отбор конкурентоспособных образцов но­вой техники и технологий, маркетинговые исследования.

Естественно, что в названных группах отраслей может применятся весь арсенал методов промышленной поли­тики, а состав приоритетных для.нее отраслей и произ­водств будет изменяться с учетом происходящих струк­турных сдвигов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: