Понятие как мысль особого вида. Логическая форма понятия

Важнейшими видами мыслей, в которых отражается действительность в процессе абстрактного мышления, являются понятия. По этой причине абстрактное мышление называют также понятийным мышлением.

В логике исследуются понятия как мысли особого вида, способы выявления логических форм понятий и установления отношений между понятиями и т.д.

В понятиях на основе определенных признаков выделяются предметы классов. Когда мы можем сказать, что человек имеет понятие о предметах какого-либо класса? В том случае, если этот человек может указать систему признаков, общую для предметов данного класса и в то же время не принадлежащую предметам, которые не входят в этот класс.

Примеры понятий:

А: общественно опасное действие или бездействие, квалифицируемое законом в качестве уголовно наказуемого.

В: плоская замкнутая прямоугольная геометрическая фигура с равными сторонами.

П о н я т и е — это мысль, в которой обобщены в класс и выделены из некоторого множества предметы по системе признаков, общей для этих выделенных предметов и отличающей их от других предметов исходного множества. Слово “предмет” употребляется здесь в самом широком смысле. Предметом называется то, что может быть мыслимо.

Множество, из которого выделяется класс предметов, обобщаемых в понятии, называется родом понятия, или универсумом рассуждения.

Областью, из которой выделяется класс преступлений (родом этого понятия), является класс общественно опасных деяний. Областью, из которой выделяются квадраты, является класс геометрических фигур.

Выделяемыми и обобщающими предметами могут быть не только отдельные объекты, но и совокупности или упорядоченные множества объектов.

Пример понятия о совокупностях объектов: дети, одновременно рожденные одной матерью. Пример понятия об упорядоченных множествах объектов: пара чисел таких, что первое число больше второго.

Языковой формой выражения понятий являются общие описательные имена. Неописательные имена не всегда выражают понятия, а лишь в тех случаях, когда они введены в качестве сокращений для общих описательных имен. Поэтому неописательные имена можно считать знаками понятий лишь в тех случаях, когда известно, что они имеют приданный смысл, являющийся понятием, и известно, какой это смысл. Иначе может произойти подмена понятий именами, не выражающими таковых. Особенно неприемлемо это в процессе обучения.

При определении понятия не говорилось о том, по каким признакам происходит обобщение и выделение предметов в понятии — по существенным или несущественным. Часто важно иметь не любое понятие о предметах, а научное, т.е. такое, в котором предметы обобщаются и выделяются по системе существенных признаков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: