double arrow

Форма проведения занятия: групповое решение творческих задач. Отрабатываемые вопросы:

Отрабатываемые вопросы:

1. Общество как саморазвивающаяся иерархическая система. Культура и цивилизация. Концепции цивилизаций и обществ: К. Маркс. О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин.

2. Логика истории и ее смысл. Социальная динамика (К. Маркс, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин). Проблемы кризиса, распада, взлета и упадка, становления и уровня развития культур и цивилизаций.

3. Этнологическая концепция Л.Н. Гумилева.

4. Человек в обществе и историческом процессе. Проблема власти и гражданского общества. Стимулы и потенциалы общественного развития.

Управление самостоятельной работой студента

Консультации при подготовке к практическому занятию, при подготовке к тестированию.

Лекция 13. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология).

Тип лекции: информационная лекция.

13.1. Ценность: определения походы.

13.2. Иерархия ценностей.

13.1. Мир ценностей на редкость многообразен. Многообразно и его философское осмысление. В философском осмыслении проблемы ценностей легко различимы три одинаково ложные оппозиции: метафизическо-позитивистская, априористско-феноменалистская и абсолютистско-релятивистская. Метафизическая, в духе Платона, трактовка ценностей сводит их к неким идеальным сущностям, особому царству бытия, небесно возвышающемуся над нашей грешной землей. Позитивистская трактовка, напротив, не видит за ценностями ничего, кроме человеческих страстей, чувств и эмоций. Последние вполне реальны (наблюдаемые

явления). Что до первых, т.е. собственно ценностей, то их статус всецело номинальный (наделенные самостоятельным существованием имена).

В априористской перспективе ценности выступают в качестве совершенно формальных, схематически-структурных образований, предшествующих реальному жизненному опыту и независимых от него. Более того, только с их включением, вернее - под их влиянием, данный опыт впервые окрашивается в ценностные тона. Иначе говоря, априоризм рассматривает ценности по аналогии с врожденными идеями, якобы обосновывающими и направляющими нашу жизнь. Априорность гарантирует всеобщность и необходимость ценностей, ценностных суждений. Одновременно это и их трансцендентность относительно индивидуальной субъективности и фактических условий жизни. В противоположность априористскому феноменалистское понимание ценностей сводит все к здесь-и-сейчас бытию, к непосредственным жизненным взаимодействиям и интерсубъективным ситуациям, к событийной актуальности человеческого существования. Абсолютистская интерпретация ценностей представляет их как нечто неизменное, раз и навсегда данное, самодовлеющее, непреходящее, вечное. Абсолютность ценностей выводится обычно из природы универсума или из всемогущества (и всеблагости) Бога. Релятивистская же интерпретация ценностей замыкается в конечном счете на субъективных желаниях и предпочтениях человека, на том, что "нет ни хорошего, ни дурного, но лишь мышление делает вещи таковыми". Сюда же следует отнести и все разговоры о зависимости ценностей от конкретных обстоятельств времени и места, от этнической, культурной и цивилизационной специфики. Назвав рассмотренные оппозиции одинаково ложными, мы тем не менее не отказываем им в эвристической продуктивности. Они заостряют, делают более прозрачной саму проблему, помогают выявить точки опоры (отталкивания) в процессе поиска ее теоретического разрешения. Если говорить о степени эвристической состоятельности, то ее больше всего в релятивистской точке зрения. Идея, в ней заключенная, вообще-то верная: нет абсолютных ценностей, все ценности относительны. Но только относительность нужно понимать не в духе релятивизма (хотя "относительность" и "релятивность" - синонимы). Релятивизм - это, грубо говоря, что хочу, то и ворочу. Явная крайность, и комментарии тут излишни. Другое дело относительность как "относительно кого- или чего-нибудь". В ней есть субъективность, но нет субъективизма.

13.2. Иерархия ценностей. Вместе с долженствованием в структуре ценностей появляется первый барьер на пути их безоглядной релятивизации. Второй и, видимо, более высокий создается иерархическим строем ценностей. Не все, впрочем, этот строй признают и принимают. Весьма популярна как раз противоположная позиция - об аксиологическом анархизме, о ценностном хаосе. Сама идея иерархии считается чуть ли не анахронизмом в современном массовом обществе. В нем высокое и низкое очень часто путает сама жизнь. И все же иерархия ценностей вполне реальна. Но одновременно и очень исторична - это нужно подчеркнуть особо. По-современному размытой и неопределенной она была не всегда. Достаточно жесткой и пирамидально прочной конструкцией иерархия ценностей была (и остается) в традиционном обществе. Ее демократическое "развинчивание" началось с индустриального общества и по инерции продолжается в постиндустриальном. Под иерархией ценностей обычно понимают их расположение от низших к высшим или от высших к низшим. При этом наблюдаются (соблюдаются) последовательность и непрерывность. Определенно низшими и высшими ценности оказываются только у основания и на вершине данной иерархии. Это действительно ее низ (совершенная вульгарность и даже низменность) и верх (благородство, чистая святость). Если бы не эта диалектика более высокого и более низкого, иерархию ценностей вполне можно было бы назвать структурой или системой. В иерархическом строе ценностей много стихийного, условного и неотрефлексированно -традиционного. Но есть и нечто более определенное. О нем-то и пойдет у нас речь ниже. У более низкого и более высокого в ценностной иерархии разные субъектные наполнения. Прежде всего по объему: низшие ценности более массовы, они распространены среди большего количества людей; высшие ценности не имеют широкого хождения, их исповедует, как правило, узкий круг людей, они - удел немногих. Далее различие идет уже по качеству: высшие ценности доступны только высокоразвитым субъектам, людям достаточно образованным и воспитанным; низшие ценности никакой специальной подготовки для своего восприятия не требуют - они доступны практически всем, их может освоить человек с самым "средним" образованием. Низшие ценности, как правило, стереотипны, удобны и эффективны, быстро поднимают настроение. Они легко отключают критическое "Я" человека, притупляют его сознание, выходят зачастую на подкорку эмоций и чувств. Высшие ценности чаще всего неудобны, в попытке соответствовать их непростым требованиям, быть, как говорят, на высоте принципов, человеку нередко приходится страдать, мучиться совестью, чувствовать свою малость в этом мире. Высшие ценности - товар штучный, может быть, и неброский, но оригинальный, со вкусом сделанный. Это творения, рассчитанные на века. Среди низших ценностей немало откровенных поделок и штамповок, вещей конъюнктурных, рассчитанных на короткий срок жизни, с узким горизонтом и ограниченной перспективой. Низшие ценности - это некие усредненные модели, они усредняют и самого человека, в них он теряет свою индивидуальность, а иногда и просто человеческое лицо. Напротив, высшие ценности всегда развивают, совершенствуют человека, устремляясь к ним, он распрямляется, встает с колен, поднимает голову, устанавливает свободные личностные отношения с другими людьми. В низших ценностях много конформизма, тихого согласия с тем, что есть, сложилось и утвердилось, что обрело форму статус-кво. В противоположность низшим, высшие ценности содержат в себе нонконформистский заряд, требуют не останавливаться на достигнутом, продолжать обустраивать землю (быт, бытие) и чистить себя под Человека. Иерархия ценностей неустранима, но она тоже развивается, претерпевает определенные изменения. Общая тенденция здесь давно уже обозначилась: с одной стороны, не фыркать по поводу толпы, или черни, а с другой - не отворачиваться от высокого, не самоутверждаться за счет равнодушия или презрения к его лучшим образцам. Низшее исчезает не тогда, когда устраняется высшее, а тогда, когда низшее медленно, но неуклонно поднимается, подтягивается к высшему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: