В медико-биологическом смысле сознание рассматривается как функция специального органа – головного мозга. Современная наука располагает достаточными данными, позволяющими построить картину развития материи, возникновения жизни, появления человека и формирования человеческого сознания. В результате длительной эволюции органической природы, ее самоорганизации появлялись все более сложные и совершенные организмы. На определенной ступени эволюции появляются существа, обладающие мозгом. Человек как биологическое существо отличается наивысшей степенью организации мозга.
В то же время сознание является продуктом общественного развития и вне общества развиваться не может. Это подтверждается онтогенезом (процессом индивидуального развития человека): человек с раннего детства усваивает правила поведения, язык, культуру той социальной среды, в которой он живет; его сознание формируется в процессе трудовой деятельности, под влиянием существующих в данном обществе отношений, принципов, традиций.
|
|
В происхождении сознания выделяют два вида условий:
- природно-биологические (эволюция форм отражения, особые природно-географические условия, определенный уровень развития телесности, наличие высокоорганизованной материи – мозга),
- социальные (жизнь обществом, коллективный труд, потребность в общении, формирование языка, речи).
Наукой доказано, что мозг является органом психической деятельности и представляет собой сложно организованную систему отражения. Человеческий мозг – это сложная система, состоящая из нескольких (5) крупных подсистем, каждая из которых имеет свою организацию и особые функции. Например, кора больших полушарий головного мозга представляет собой серое вещество, состоящее из нескольких слоев нервных клеток (их насчитывается до 15 миллиардов). Полушария, в свою очередь, делятся на области, ответственные за выполнение двигательной, речевой, зрительной, слуховой и других функций.
В подтверждение того, что сознание является функцией мозга, можно привести следующие доказательства:
·уровень сознания зависит от степени организации мозга (* сознание первобытного человека, ребенка);
·при повреждении отдельных участков мозга становится невозможной нормальная психическая деятельность (*при повреждении лобнойдоли человек не может контролировать движения; *затылочных – нарушается ориентировка в пространстве, невозможно выполнение арифметических действий и т.д.).