Древне Индийская философия направлена на поиски истины в себе (пассивность)

Древний Китай – служение человека своей семье, своему государю.

Древне Восточная философия – философия человеческой старости (нет детства и юности, есть старость)

Древне Греческая философия одновременно формируется в VIII-VI в до н.э. в Индии, Китае, Иране, но в наиболее яркой форме проявилось в древней Греции, т.к. здесь формируется демократический образ жизни и правления, выделяется индивидуальность личности. В полисах господствует равенство. Письменность становится всеобщей, необходимой для образованности (в восточных государствах была закрытая каста писарей). Не было возможности образования крупных государств, это способствовало формированию миропонимания (физическая картина мира).

Как в индийской, так и в китайской философиивозникли претендовавшие на обоснованоость и заслуживающие нашего внимания проблемы. Вместе с тем, следует отметить, что индийская философияобнаруживает многие особенности, не имеющие аналогов в западной философии. Одна из них состоит в том, что для индийской философии не стольль характерна, как для западной, четкая грань между филофией и религией. По иному, чем в Европе, в Индии устанавливалось и различие между мифом и логосом, словом и делом.

Между 14-12 вв до н. э. На территории долины Инда стали проникать этнические группы, которые называли себя ариями(благородные). Религия была сплачивавшей ариев силой. Она зафиксирована в древнейших санкристских текстах, которые называются Веды. Веды выражали древнейшее арийское мировоззрение. Как в греческой, скандинавской и славянской мифологиях, в нем боги часто ассоциировались с природными силами. Это мировоззрение характеризовалось извечной борьбой Космоса и Хаоса. В борьбе против Хаоса боги нуждались в человеческой поддержке. Жертвы и правильно выполняемые ритуалы вносят существенный вклад в поддержание космического порядка.

Переход от мифа к логосу в индийской духовной жизни лучше отнести к Упанишадам, новой и гораздо более понятной группе текстов. Одной из центральных тем Упанишад является идея вечного «хоровода» рождения и смерти. Эта идея положена в основу учения о переселении душ живых существ, предполагающего их возрождение после смерти.

Карма часто рассматривается как ключевое понятие, вокруг которого вращается вся индийская философия. Карма означает деяние, поступок. Так называемый кармический стиль мышления раскрывает одновременно как моральные, так и метафизические измерения философии, которые в современной западной философии обычно отделены друг от друга. Происходит это благодаря тому, что карма тесно связана как с верой в переселение душ, так и с идеей моральной причинности. Под моральной причинностью понимается то, что космос пронизан справедливостью. Итак, учение о карме, идея переселения душ образовали центральное основание для значительной части индийской философии. В ее рамках мораль и социальная система взаимно поддерживают друг друга.

Лао-Цзы рассматривается как крупнейший представитель даосистских тенденций в культурной жизни Китая. Другим влиятельным мыслителем был был Джуан-Цзы. Лао-Цзы старший современник Конфуция, жил в одиночестве и избегал известности.

Центральным понятием является Дао, которое характеризуется как «корень неба и земли», «мать всех вещей». При этом подчеркивается трудность достижения Дао. Дао приводит к изменениям вещей, а когда в этом изменении достигается предел, происходит превращение в противоположное. Даосизм признает возможность самостоятельных действий человека. Но это приводит к нежелательным последствиям. Люди нарушают действие естественного Дао, человеческое Дао, которое, в частности, служит интересам богатых и причиняет зло бедным. Поэтому нужно вернуться к естественному Дао. Это значит — вернуться прошлому, отказаться от того, что достигнуто в ходе эволюции, в том числе от излишних знаний. Лао-Цзы считал, чтотрудно управлять народом, у которого много знаний.

Основатель конфуцианства Кун-Цзы (551-479 до н. э.), известный как Конфуций, также был недоволен существующим порядком вещей. Он призывал к «исправлению перемен». Конфуций разрабатывает учение о поведении людей. Его этика основывается на понятиях «взаимности» (шу), «золотой середины» (чжун юн) и «человеколюбия» (жэнь). В отличии от Лао-Цзы Конфуций считал, что нужно учить народ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: