Билет № 6

1. Минеральные ресурсы— это природные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья,: материалов и служащие минерально-сырьевой базой хозяйства. Для минеральных ресурсов характерны: резкая неравномерность размещения, невозобновляемость конкретных месторождений, возмож аость восполнения путем разведки и освоения новых месторождений. В настоящее время используетсл более 200 видов минеральных ресурсов. Запасы отдельных видов не одинаковы. Постоянно растут размеры добычи и разрабатываются новые месторождения.

Закономерности размещения минеральных ресурсов. Распространение минеральных ресурсов подчиняется геологическим закономерностям.

Полезные ископаемые осадочное происхождения встречаются в пределах осадочного чехла платформ, в предгорных и краевых прогибах. Магматические полезные ископаемые — в складчатых областях, местах выхода на поверхность (или близкого залегания к поверхности) кристаллического фундамента древних, платформ. Топливные имеют осадочное происхождение, образуют угольные и нефтегазоносные бассейны (чехол древних платформ, их внутренние и краевые прогибы). Крупнейшие угольные бассейны рас доложены на территории России, США. ФРГ и других стран. Нефть и газ интенсивно добываются в Персидском заливе, Мексиканском заливе, Западной Сибири.

К рудным относятся руды металлов, они приурочены к фундаментам и щитам древних платформ, есть и в складчатых областях. Страны, выделяющиеся по запасам железной руды, — Россия, Бразилия, Канада, США, Австралия и др. Часто наличие рудных полезных ископаемых определяет специализацию районов и стран.

Нерудные полезные ископаемые имеют широкое распространение. К ним относятся: апатиты, сера, калийные соли, известняки, доломиты и др.

Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания полезных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку сырья, формирование крупных территориально-производственных комплексов. Важно рациональное использование ресурсов — извлечение максимально возможного количества ресурсов, более полная переработка, комплексное использование сырья и т. п.

2. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии состоит из четырех крупных территорий: Англии, Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии. Долгое время (до конца XIX в.) Великобритания господствовала в мировом хозяйстве, т. к. здесь раньше, чем в других государствах, произошла промышленная революция. Страна владела огромными колониями, что давало преимущества для развития хозяйства; узловое положение на перекрестке важнейших морских транспортных магистралей обеспечивало ей широкие связи со всеми районами земного шара. Важна роль и благоприятного сочетания природных условий и ресурсов (каменного угля, железной руды, полно: водных рек).

Сейчас Великобритания остается одной из ведущих держав мира. Высокоиндустриальная держава, крупный экспортер капитала, создатель и координатор Содружества (прежнее название Британское Содружество наций) — своеобразной формы ассоциации между Великобританией и ее бывшими колониями.

Структура британской промышленности типична для наиболее развитых стран мира. Ведущая роль принадлежит сложному и многообразному машиностроению (Лондон, Ковентри, Бирмингем, Клайд-сайд и до). Хорошо развитые черная и цветная металлургии работают в основном на импортном сырье (Шеффилд и города побережья). После открытия на шельфе Северного моря месторождений нефти и газа, новый импульс развития получила химическая промышленность.

Сельское хозяйство высокопродуктивное, ведущая роль принадлежит животноводству (разведение крупного рогатого скота, овцеводство, свиноводство и птицеводство). Преобладают хозяйства, специализирующиеся на молочном животноводстве. Основное отравление растениеводства — обеспечение скота кормами, 2/3 посевной площади занято под кормовые культуры. Заметную роль играет рыболовство. Основные рыболовные порты расположены на восточном побережье.

Транспорт. Основной грузооборот во внутренних перевозках приходится на автомобильный транспорт. Основные транспортные магистрали сходятся к Лондону, Бирмингему, Манчестеру и другим промышленным городам. Великобритания имеет крупный морской и пассажирский флот. Развит авиационный транспорт. Значение водного и воздушного видов транспорта очень велико, учитывая островное положение страны.

В пределах Великобритании можно выделить пять основных районов. В южной части находится столица — Лондон, которая одновременно является одним из крупнейших портов в мире. Активная морская торговля и столичная роль —

«лицо» южной части страны. Юго-восток — главная зона зерновых и технических культур. Развито животноводство. На побережье — порты, военные базы, курорты. Саутгемптон — самый большой пассажирский порт Великобритании. Центральная часть государства — родина угольной и фабрично-заводской промышленности мира (металлургической, металлообрабатывающей, текстильной). Сейчас это почти непрерывная полоса промышленных городов со старыми, новыми и новейшими отраслями. В Уэльсе преобладают старые отрасли промышленности. В Шотландии — судостроение, сейчас быстро развивается химическая промышленность в результате разработки месторождений нефти и газа Северного моря. В горной части Шотландии развито овцеводство, в восточной и прибрежной — молочное животноводство и рыболовство. Ольстер — экономически наиболее отсталая часть страны. Основу экономики там составляет сельское хозяйство.

Задачи региональной политики — подъем депрессивных старопромышленных районов и сглаживание диспропорций между ними и высокоразвитыми районами; индустриализация и общее развитие наиболее отсталых районов; ограничение роста и «разгрузка» некоторых крупнейших городов и городских агломераций.

Практическое задание. Для анализа необходимо определить пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства стран, так как транспортная система складывается из этих элементов. Для стран с разным уровнем экономического развития свойственны разные конфигурации транспортных систем и разное развитие определенных видов транспорта. Транспортная система развивающихся стран нередко имеет древовидную форму, «точкой роста» которой служит крупный морской порт, это связано с историей освоения и колонизации территории. В развивающихся странах, как правило, преобладает один-два вида транспорта. При объяснении черт сходства и различия транспортных систем следует учитывать, что на них влияют разные факторы — природный, исторический, экономический, политический и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: