Шульман М.Г

Образовательный консорциум

«Среднерусский университет»

_____________________________________________________________

ФИЛОСОФИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Шульман М.Г.

1. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ГОС)

Преамбула. Дисциплина «Философия» представляет собой фундаментальный базовый курс. Он относится к блоку гуманитарных дисциплин, поскольку в нем изучаются фундаментальные основы мировоззрения и базовые человеческие ценности. Философское мышление составляет теоретический фундамент не только социально–гуманитарного, но и естественнонаучного, экономического и технического образования.

Сегодня задачи философского образования в вузе особенно актуальны: обостряющиеся кризисы в экологии, политике и других сферах человеческого бытия побуждают искать новые формы разумной деятельности и научно–технического развития, новые ценностные ориентиры. Именно на это и направлена философская рефлексия, выявляющая и исследующая условия мышления, нравственности, веры, границы свободы и ответственности науки и технологий, самоопределения человека в мире. Актуальным и значимым является сегодня понимание специалистом любой профессии и любого уровня того, что бытие во всех его проявлениях дается человеку не целиком, не тотально, а в определенном «зазоре», частично, в соответствии с уровнем развития культуры, знаний, характером технологий и ценностных ориентаций.

Индекс Наименование дисциплины и ее основные разделы Всего часов
  ГСЭ   Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции исторического развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Искусство спора. Основы логики. Научное и вненаучное познание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.  

Согласно ГОС выпускники всех специальностей и направлений профессиональной подготовки после изучения дисциплины должны:

- знать классическое философское наследие;

- иметь развитые способности теоретического осмысления проблем человеческого бытия;

- владеть категориальным аппаратом философской теории;

- обладать навыками философской оценки исторических событий и умениями ориентироваться в современной социальной действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: