Основные тенденции философской мысли Ренессанса. Гуманизм эпохи Возрождения

У истоков философской культуры Ренессанса стоит величественная фигура Данте Алигьери. Он известен общественности как автор “Божественной комедии” и трактатов “Пир” и “Монархия”, заложивший в своих произведениях основы нового гуманистического учения о человеке. Данте боролся против феодальных привилегий и светской власти церкви. За это он поплатился пожизненным изгнанием. Картина мироустройства, в сравнении с Библией и представлениями философов раннего Средневековья значительно усложнена и иерархически устроена более обстоятельно и детально. Что касается предназначения человека, то Данте видит его не в подвижничестве во имя отречения от мира и ухода от мирских забот, а в достижении высшего предела земного совершенства. Вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте создать в “Божественной комедии” первый гимн достоинству человека. Данте открывает путь к новому гуманистическому учению о человеке.

Учение о человеке. Человек рассматривался уже не только как высшее творение Бога, но и как животное, правда, «разумное, предусмотрительное и очень проницательное животное». В философии и искусстве Ренессанса ярко проявилось восхищение человеком, способным сравниться с Богом в своей творческой деятельности.

Такое восхищение распространялось не только на душу с тремя ее необыкновенными способностями - разумом, памятью и волей, - но и на телесную организацию человека. Достоинства последней усматривались: царственной, прямой и стройной фигуре; общем назначении тела, способного к освоению любого вида деятельности; в отсутствии излишних частей. Поэтому оказывалось, что человек устроен по образцу Вселенной. Однако соединение души и тела считалось загадочным, оно объяснялось чудесной властью Бога.

В понимании души, в трактовке ее бессмертия наметился ряд новых тенденций:

возрождались раннехристианские представления о том, что бессмертие будет даровано далеко не всем. Характерно и то, что ужасы ада отходили в общественном сознании на задний план. Загробная жизнь в ряде концепций представала как райское продолжение земных наслаждений; появились концепции, авторы которых выражали сомнение в бессмертии души.

В эпоху Возрождения была выдвинута идея природного равенства людей: не проис­хождение, то есть не принадлежность к высшим сословиям, а только личные заслуги являются основой жизненного успеха. Высшее проявление такого успеха - достижение славы. Высоко оценивалась активность и личная ответственность человека. Отказываясь от идеи всеобщего предопределения, мыслители Ренессанса нередко придавали большое значение фортуне. Все эти установки вели к представлениям об индивидуальности, неповторимости личности. В дальнейшем на основе этой идеи был обоснован принцип индивидуализма.

При анализе этических вопросов нередко возрождались идеи античного стоицизма и эпикуреизма, что вело к признанию значимости стремления к счастью, ценности земной жизни и чувственных наслаждений. Значительно меньшее внимание в эпоху Возрождения уделялось другим философским проблемам.

Начало гуманизма, определившего собой основное содержание философской мысли эпохи Возрождения в XIV — XV вв., связано с многогранным творчеством великого итальянского поэта, “первого гуманиста” Франческо Петрарки, который был создателем новой европейской лирики. Великий поэт стал первым выдающимся мыслителем нарождающейся гуманистической философи и.

Гуманизм возникает как новая система культурных ценностей, отвечающая потребностям и интересам тех общественных слоев, которые формируются в промышленно развитых городах. Сохранились сотни писем Петрарки, в которых настойчиво пропагандируются гуманистические ценности. Он выступил против схоластического способа философствования. В философе он желал видеть не толкователя чужих текстов, а создателя своих собственных. Мыслитель горячо интересовался проблемами человека, что касается проблем онтологии, то они отступают в его философии на второй план.

Еще один интерпретатор античного философского наследия Лоренцо Валла выступил в защиту эпикурейской философии. Валла отстаивает веру в силу человеческого разума и требует веротерпимости. Идеалу созерцательной жизни он противопоставил активную борьбу за свои идеи, требовал воспитания воли к действию. В сочинениях гуманистов человек рассматривался как существо, достойное счастья в земной жизни. Мир видится представителям гуманизма как место, где человек призван действовать и пользоваться созидаемыми благами. Бог считается ими творческим началом и сосредоточием добра. Человек, по их мнению, должен стремиться уподобиться Богу. Задача философии для гуманистов состоит не в противопоставлении в человеке божественного и природного, духовного и материальных начал, а в раскрытии их гармонического единства.

13. Натурфилософия эпохи Возрождения (Н.Кузанский, Дж.Бруно).\

Натурфилософия - это не только философия природы, но и познание законов универсума, противостоящее книжному знанию схоластиков и теологическим построениям. Вместе с тем огромное значение придавалось изучению магии и алхимии. Пророки и маги Древнего Востока и Древней Греции считались основателями теологической и философской мысли, хотя, они не были авторами им приписываемых текстов.

Николай Кузанский. Диалог «Об уме» - ключевой для понимания возрожденческого мышления, поскольку в нем даются определения интеллекта или разума. Интеллект - интегральное, бесконечное основание всей познавательной деятельности человека. В нем возникают "первообразы" вещей, исходные идеи, не сводимые ни к первоначальным ощущениям, ни к их рассудочной сумме. Рассудок - способность умозаключения. Он не выходит за пределы ощущений, по содержанию все рассудочное сводится к эмпирическому, чувственному. Форма же этого обобщения зависит от интеллекта. Рассудок предельно несамостоятелен, его зависимость от интеллекта обусловила его двуосмысленность: с одной стороны, он - ничто без ощущений, а с другой - ничто вне слова, имени или термина. Ум - основное понятие в логике - это определение интеллекта в момент его превращения в иную логику, конкретно историческое, особенное определение всеобщего разума. Ум есть измеритель вещей. Такое определение меры, внутренней границы предмета надо понимать в смысле фиксации величины вещей или напряженности процессов, уже имеющих свою меру бесконечного. Средневековая идея творящего субъекта требовала довести содержательность субъекта до идеальной точечности, где осуществляется то, что Кузанский назвал "совпадением противоположностей", где в точке субъект может быть понят как ничто, абсолютно неиное. Такой субъект не может охватывать ни одного предмета, ни одной мысли, ни одного чувства. Но как только все предметы мыслятся сосредоточенными в точку начала бытия, они оказываются тождественными друг другу. В диалоге "Об ученом незнании" образ точки - логический образ бесконечного, всеохватывающего субъекта. Парадоксальность такого образа заключается в том, что эта всеохватывающая точка все имеет вне себя. В "охвате точкой" объект понят как сотворенный. Но в то же время оказывается, что он не нуждается в сотворении, поскольку логически обнаружен как нечто, несводимое к субъекту. Когда ум соотносит слово рассудка с определенным образом, дедукция оказывается логической расшифровкой движения математической точки по бесконечно большой окружности. При соотнесении рассудка с идеями разума доказательство получает внутренний критерий своей истинности. Логика - рассудочное движение, но предмет, воспроизводясь в уме, не сводится к слову и требует от философа всматривания в вещи "по ту сторону значения слов". Этим он освобождает силу ума, способствующую логическим превращениям. Значение логики Николая Кузанского для состоит в том, что он показал мышление в готовности к действию, в его замкнутости на себя. Результатом действия субъекта творчества - развитие предопределений теорий как логических возможностей творящего субъекта.

Джордано Бруно. Центральная идея его философии - утверждение о существовании бесконечной Вселенной, актуально существующей и беспредельной. Вселенная едина, бесконечна и неподвижна. Она не уничтожается, поскольку нет вещи, в которую она могла бы превратиться, ибо она является всякой вещью. В ней происходят непрерывные движения и изменения, она состоит из бесконечного многообразия форм, бесконечных миров. Но ни одно явление не может обладать всеми частными свойствами всех миров во Вселенной, и потому они стремятся к этим средствам, отчего происходит движение, изменяющее сами индивидуальные миры. Если Вселенная бесконечно многообразна, то нельзя представить единый центр Вселенной. В отношении любого составляющего ее индивидуального мира не может быть одной точки отсчета. Во Вселенной "существует столько центров, сколько существует индивидуумов". Поскольку она бесконечна, то в каком бы направлении ни двигаться от такого центра, впереди - бесконечность. Любой индивидуальный мир, являясь центром, одновременно находится на периферии Вселенной. Человеческий индивид тоже входит в число таких миров, он - бытие единого. Из этого следуют две важные идеи: 1) человек как индивидуальный мир - единство всеобщего и индивидуального, поскольку он бесконечен, неисчерпаем; 2) стремление к обладанию этими модусами может осуществляться только в процессе познания.

Идея бесконечности Вселенной приводит к выводу о бесконечности познания, его неисчерпаемости не только относительно Вселенной, но и каждого индивидуального мира, который представляет собой тождество максимума и минимума, что, согласно Бруно, есть Бог. При этом теряет смысл средневековая идея причастия к Всеобщему субъекту. Реальной оказывается задача познания частных равноправных субъектов-индивидов. Начинает формироваться нововременное представление о природе, согласно которому она абсолютно противоположна субъекту познания, бесконечно многообразна и предполагает бесконечность ее познания субъектом, а также утверждалась идея всеобщей одушевленности (панпсихизм), поскольку материя, наполненная жизнью и красками, наделялась субъектностью. Это объединяло познающего субъекта с познаваемым объектом, позволяя рассматривать познание внешнего мира как самопознание индивида.

В результате познания (есть любовь), обнаруживается, что чем более предмет делается "своим", тем ощутимее его чуждость. Потому познание требует всей полноты активности познающей личности, в результате оборачивающейся познанием самой себя. Интеллект, воля, чувства, взаимодействие воли и интеллекта составляют новизну характеристик и функций мышления. Мышление у Бруно – это мышление личности, происходящее в споре двух логических начал в качестве интеллекта и воли. Интеллект постигает вещи умопостигаемо сообразно собственным свойствам, а воля постигает их натурально, сообразно их собственному значению. Деятельность интеллекта - это его активность. Но сама деятельность выявляет в интеллекте то, что ему уже известно, показывая мнимость активности. Чтобы осуществить познание, нужно самого себя сделать предметом познания. Здесь и начинается действие воли, которая отстраняет предмет от субъекта. Истинное познание, по Бруно, возможно лишь в сопряжении интеллекта и воли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: