Позитивизм как философское учение, его основные формы

ПОЗИТИВИЗМ - философское направление, исходящее из тезиса о том, что всё подлинное, "положительное" (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.
Фазы формирования и развития:
ü «первый» («классический») по­зитивизм,
ü «второй» позитивизм (эмпириокритицизм),
ü «третий» позити­визм (неопозитивизм)
Основатель - Огюст Конт сформулировал основные принципы научного познания: принцип отно­сительности научного, фактического знания; принцип накопления и обобщения научных фактов посредством их классификации. Научные факты включают в себя данные наблюдения, эксперимента, измерения; рационально реконструированные скрытые причины явлений; законы, понимаемые как устойчивые факты природы и их взаимосвязи. Научное знание - знание о человеке и обществе (со­циология), появление которого трактовалось как закономерный итог ис­торической эволюции человечества. Позитивное знание, будучи связан­ным с чувственным восприятием, всегда относительно, ибо само воспри­ятие выступает как временная последовательность явлений и их про­странственная координация.

Современное научное знание должно, по О. Конту, должно быть классифицировано:
1) Историческое - предполагает, что отдельные науки должны быть рас­положены в классификации в соответствии с временной последователь­ностью их возникновения, начиная с наиболее древних и заканчивая но­вейшими.
2) Логическое - исходит из того, что в начале классификации располагаются наиболее абстрактные отрасли знания; а далее - более конкретные.
3) В качестве третьего основания выступает сложность предмета. Науки располагаются по нарастанию сложности.
4) Связь с практикой образует особое основание классификации. В начале класси­фикации выступают науки, наименее других связанные с практикой, в конце - отрасли знания, максимально связанные с практической дея­тельностью человека. В итоге классификация наук О. Конта включает в себя: математику, астрономию, физику, химию, биологию и социологию. Принципы построения системы научного знания, логика научного иссле­дования, его методы в совокупности и составляют, по О. Конту, пози­тивную философию, выступающую в качестве теории науки.
Этапы:

1)«Классический» позитивизм. Представители: Конт, Литтре, Вырубов, Спенсер. Развитие шло по линии всё более чёткого выявления его феноменалистических, субъективно-идеалистических тенденций: развивается агностическое учение о непознаваемости объективной реальности, о том, что в сущность реальности можно проникнуть посредством религии, а не с помощью науки.

2)ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ ("махизм") — по имени его основоположника и виднейшего австрийского физика и философа Э. Маха. Аналогичные идеи были практически одновременно выдвинуты швейцарским философом Р. Авенариусом. Мир - совокупность ощущений, к нему неприложимы философские категории (материя, дух, причинность и др.). Трактуя познание как средство биологического приспособления к среде, эмпириокритицизм требовал от него только простоты и целесообразности (принцип "экономии мышления"). Осно­ва учения - теория «экономии мышления», которая коренится в изначальной биологической потреб­ности организма в самосохранении. Мах критичен и в отношении понятия субстанции, проблемы отношения субстанции и ее свойств. Настаивая на необходимости определения понятий через на­блюдаемые данные, он выделяет «элементы», непосредственно данные чувственному познанию и потому находящиеся в основе познавательной деятельности человека. И субъект, и объект выступают лишь как условные наименования комплексов деятельности элемен­тов (ощущений).
3) НЕОПОЗИТИВИЗМ возник и развивался как течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки, - роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и пр. Исходный пункт рассуждений неопозитивистов заключа­ется в отрицании возможности философии как теоретического знания, обращающегося к решению мировоззренческих проблем, выполняющего в культуре специфические функции, недоступные конкретно-научному знанию. Философия не является доктриной или учением. Она не может быть сведена также к функции систематизации конкретно-научного зна­ния, как это пытался делать классический позитивизм. Задача философии в неопозитивистском понимании - разработка методов анализа знания. Этот анализ оказывается возможным через обследование научных со­держаний в их выраженности в языке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: