double arrow

Диалектика процесса познания


Предметом теории познания как философской дисциплины являются: природа познания как целого, его возможности и границы, отношения знания и реальности, зания веры, субъекта и объекта познания, истина и ее критерии, форма и уровни познания, соотношение различных форм знания.

Теория познания – не изолированная научная дисциплина. Она тесно связана с такими философскими науками, как онтология –учение обытии как таковом, диалектика – учение о свеобщих закона бытия и познания, а также с логикой в ее различных модификациях и методологиях.

Поскольку субъектом познания является человек как общественное существо, то теория познания широко использует данные фил. антропологии, этики, культурологии, социологии и других наук о человеке.

Познавательная деятельность имеет свои источники и движущие силы, механизм, направленность, социальную и иную обусловленность, взаимодействие объекта и субъекта. Изучение данных процессов составило диалектику процесса познания.

Диалектика процесса познания по отношению к взаимодействию объекта и суъекта идет от чувственного отражения действительности к логичесскому отражению от него к практике. Чувственное отражение – слух, вкус и.т.д Основные его формы: ощущение, восприятие, представление.




Логическое отражение –способ познания действительности при помощи абстаркного мышления. Основные формы: понятие, суждение, умозаключение.

Практика –это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем. На практике осуществляется проверка результатов познания, теоретических обобщений и выводов, а также полученных новых фактических данных, переход к новому циклу познания.

Диалектика процесса позания по отношению к объекту уточняет, как идет движение мысли вглубь объекта, к его открыттым свойствам и отношениям.

Мысль человека бесконечно углубляется от познания формы –к познанию содержания, от сущности первого порядка –к сущности второго порядка и т.д. бесконечно к самой глубокой сущности –закону. Каждая из постигнутых сущностей выступает основной для познания сузщности других предметов и явлений. Сущность выражает самые глубокие, внутренние, наиболеее устойчивые и закономерные стороны бытия, она определяет основные черты, главное содержание и тенденции развития предмета. Явление характеризует внешнее, непосредственное обнаружение сущностей, способ ее проявления.

Явление дается человеку в ощущениях, воспритиях и представлениях. Любой новый предмет предстает перед нами как совкупность явлений – внешних признаков (цвет, запах и.т.д.) Сущность постигается посредством абстрактного мышления с использованием логических форм и методов. Углубление в сущность, движение к абсолютной истине не может завершиться окончательно, поскольку неисперпаем любой объект познания, понавательные способности человека ограничены характеристиками его чувствования и интелекта.

Диалектика процесса познания по отношению к субъекту раскрывает смену форм познания. Соотношение конкретного и абстрактного развития знаний: познание от конкретного в действительности и ее чувственных и логических формах на основе практики. Познание осущесвтляется не только в формах чувственного и абстрактного – логических этапов, но также в формах иррационального постижения.







Сейчас читают про: