Общение как социально-психологический механизм взаимодействия речевой деятельности

Деловое общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью совместной деятельности, и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Структура делового общения:

1. Коммуникативная часть - состоит в обмене информацией между людьми.

2. Интерактивная часть - состоит в организации общения между людьми.

3. Перцептивная часть - обозначает процесс восприятия одного партнера другим партнером.

Виды общения:

1. Вербальное (общение с помощью речи);

2. Не вербальное (общение с помощью жестов).

3. Официальное

4. Неформальное

5. Контактное

6. Дестантное

7. Непосредственное

8. Опосредованное

9. Диалогическое

10. Монологическое

11. Межличностное

12. Массовое

13. Устное

14. Письменное

Не вербальные элементы общения(кинетика) - общая моторика отображающая эмоциональное состояние человека.

Паралингвистика или просодика - это особенности произношения (тембр, высота, громкость, темп голоса, смех и плач, речевые ошибки), качество голоса или его диапазон.

Экстралингвистика - паузы, покашливание, смех.

К не вербальным средствам общения относится общение с помощью глаз.

Механизмы познания одного человека другим человеком:

1. Идентификация

2. Эмпатия (сопереживание)

3. Рефлексия

Способы воздействия при организации делового общения:

1. Заражение - бессознательная подверженность человека определенным психическим состояниям.

2. Внушение (суггестия) - целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого (эмоционально-волевое воздействие).

3. Убеждение - это интеллектуальное воздействие на сознание личности.

4. Подражание.

Перцептивная сторона воздействия (факторы/ эффект ореола):

1. Фактор превосходства.

2. Фактор привлекательности

3. Фактор отношения к нам

Механизмы социального восприятия - самоподача и превосходство, привлекательность, отношение актуального состояния и причин поведения.

Коммуникативная сторона общения - процесс обмена информацией.

3 вида контрсигустии:

1. Избегание;

2. Авторитет;

3. Непонимание.

Эффективные приемы привлечения внимания.

1. Прием нейтральной фразы (допустим, о погоде, затем о деле).

2. Прием завлечения.

3. Прием установление зрительного контакта.

Интерактивная сторона общения.

Под транкзакнцией подразумевается намерения к действия, которые отражают понимание человеком ситуации общения.

Виды транзакции:

1. Дополнительные (равные - партнеры находятся на одинаковых позициях, неравные - на разных позизиях) - взаимодействие, при котором партнеры адекватно воспринимают позицию друг друга.

2. Пересекающиеся - неправильное взаимодействие при котором партнеры демонстрируют неадекватность воспринимали позиции другого.

3. Скрытые - взаимодействия включают два уровня: явный (совестно) и скрытый (подразумевается).

Функции делового общения.

1. Организация совместной деятельности.

2. Формирование и развитие межличностных отношений.

3. Познание друг другом.

Принципы делового общения.

1. Принцип создания условий для выявления творческого потенциала и профессиональных знаний личности.

2. Принцип полномочий и ответсвенности.

3. Принцип поощрения и наказания.

4. Принцип рационального использования рабочего времени.

Стили общения.

1. Ритуальный - главная задача стиля - поддержание связи с социумом.

2. Манипулятивный

3. Гуманистический - направлен на совместное изменение представлений обоих партнеров. Общение на равных, понимание позиции, сопереживание.

Факторы влияющие на выбор стиля общения.

1. Состав аудитории (образовательный, возрастной уровни аудитории и т.п.)

2. Содержание и характер материала выступления.

3. Объективная самооценка самим выступающим своих личностных деловых качеств.

Виды делового общения.

1. Менторский-поучительный.

2. Одухотворяющий.

3. Контрафракцинный.

4. Информационный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: