Очистительные процессы

В системе варнашрама существует много принципов религиозных традиций, помогающих правильному воспитанию членов семьи и обретению ими духовных ценностей.

«В системе варнашрама существует много принципов религиозных традиций, помогающих правильному воспитанию членов семьи и обретению ими духовных ценностей. Старшие члены рода ответственны за процесс очищения семьи, начинающийся с рождения и продолжающийся до самой смерти. Однако, из-за гибели представителей старшего поколения, семейные традиции очищения могут прерваться, в результате, оставшиеся молодые члены семьи могут развить греховные привычки, и, тем самым, потерять свой шанс на духовное спасение. Поэтому ни в коем случае нельзя убивать старших членов семьи».
«Шримад-Бхагаватам» 1.39

В системе варнашрамы существует традиция, в соответствии с которой человек перед смертью должен подвергнуться процессу очищения от своей греховной деятельности.

«Арджуна основывает свои суждения не на личном опыте, а на том, что он слышал от авторитетов. Таков путь получения истинного знания. Никто не может достичь реального уровня фактического знания без помощи уполномоченного человека, который уже утвердился в таком знании. В системе варнашрамы существует традиция, в соответствии с которой человек перед смертью должен подвергнуться процессу очищения от своей греховной деятельности. Тот, кто всегда занят греховной деятельностью, должен пройти через процесс искупления, называемый прайашчиттой. Не пройдя через него, он обязательно попадет на адские планеты, где будет влачить жизнь, полную страданий, искупая совершенные в прошлом грехи».
«Шримад-Бхагаватам» 1.43

«Всегда помни, что жизнь в варнашраме – хорошая программа для материальной жизни, и она помогает человеку в духовной жизни, но духовная жизнь не зависит от варнашрамы»

«Что касается фермы: создание фермы не является критически важным, но если сделать это относительно легко, тогда займись этим. Система варнашрамы предназначена для того, чтобы сделать существование в материальном мире удобным. Она не имеет ничего общего с духовной жизнью. Принятие варнашрамы означает, что развивать духовную жизнь будет проще, иначе варнашрама не имела бы ценности для нас. Например, все мои европейские и американские ученики не имеют положения в системе варнашрамы, но поскольку они следуют правилам и предписаниям, а также моим наставлениям, их духовное развитие высоко оценивается всеми. Всегда помни, что жизнь в варнашраме – хорошая программа для материальной жизни, и она помогает человеку в духовной жизни, но духовная жизнь не зависит от варнашрамы. В конце концов, система варнашрамы должна быть пройдена, прежде чем человек примет духовную жизнь, а отреченный уклад санньясы является последним этапом варнашрамы».
Из письма Шрилы Прабхупады Хамсадуте, 19.10.1974

Выслушав рассказ Рамананды Раи о том, как должна быть устроена регулируемая жизнь, Господь Чайтанья сказал, что все эти правила и ограничения – вещь чисто внешняя.

«Вечером, после того как Господь совершил Свое омовение и сел на прежнее место, к Нему пришел Рамананда Рая вместе со своим слугой. Он выразил Господу свое почтение и сел напротив Него. Не успел Рамананда спросить Господа о том, как продвинуться в духовном знании, как Господь Сам сказал: "Приведи, пожалуйста, несколько стихов из писаний, в которых говорилось бы о конечной цели человеческой жизни".

Шри Рамананда Рая тотчас же ответил: "Человек, добросовестно выполняющий свои профессиональные обязанности, постепенно развивает в себе сознание Бога". Кроме того он привел стих из "Вишну-пураны" (3.8.9), в котором говорится, что Верховному Господу поклоняются посредством выполнения своих профессиональных обязанностей и удовлетворить Его невозможно никаким другим способом. Смысл сказанного в том, что человеческая жизнь предназначена для осознания своих взаимоотношений с Верховным Господом, и действуя таким образом, каждый человек может найти свое место в преданном служении Господу посредством выполнения предписанных ему обязанностей. С этой целью человеческое общество делится на четыре варны: интеллектуальных людей (брахманов), людей, осуществляющих управление обществом (кшатриев), торговцев (вайшьев) и рабочих (шудр). Для каждой из варн имеются свои правила и ограничения, а также профессиональные функции, предписываемые шастрами. Предписанные обязанности и качества этих четырех варн описаны в "Бхагавад- гите" (18.41─44). Цивилизованное и организованное человеческое общество должно придерживаться правил и ограничений, предписываемых для каждого из этих классов. В то же время для духовного развития необходимо также следовать системе четырех ашрамов, или ступеней духовного развития, а именно: ученичества (брахмачарья), жизнь домохозяина (грихастха), жизнь в уединении (ванапрастха) и жизнь в отречении (санньяса).

Рамананда Рая утверждал, что человек, который строго следует всем правилам и ограничениям этих восьми социальных делений, может действительно удовлетворить Верховного Господа, но тот, кто не следует им, попусту растрачивает жизнь в человеческом теле, и в конечном счете, скатывается в ад. Человек может легко достичь цели человеческой жизни, просто выполняя предписываемые ему в соответствии с его статусом правила и ограничения. Выполнение регулирующих принципов, соответствующих происхождению, кругу общения и образованию, формирует характер данной личности. Система варн и ашрамов устроена таким образом, что различные люди разных характеров, находящиеся в ней, ставятся в определенные рамки, что дает возможность обеспечить мирное управление таким обществом и способствует духовному развитию всех его членов. Классы такого общества могут быть охарактеризованы таким образом: (1) те, кто ставит своей целью познание Верховного Господа, Личности Бога и посвящает себя изучению Вед и других подобных писаний, называется брахманами; (2) те, кто склонен проявлять силу и участвовать в управлении государством, называются кшатриями; (3) те, чьим уделом является земледелие, уход за коровами и ремесло, называются вайшьями; (4) те, кто не имеет никаких специальных знаний, но получает удовлетворение от служения трем другим классам, называются шудрами. Если человек добросовестно выполняет предписанные обязанности, ему обеспечено продвижение к совершенству. Таким образом, регулируемая жизнь это ключ к совершенству для каждого. И когда регулируемая жизнь достигает своей высшей точки в преданном служении Господу, человек обретает совершенство. Без этого такое упорядочивание жизни лишь пустая трата времени.

Выслушав рассказ Рамананды Раи о том, как должна быть устроена регулируемая жизнь, Господь Чайтанья сказал, что все эти правила и ограничения - вещь чисто внешняя. Тем самым Он косвенно попросил Рамананду Раю рассказать о чем-то более возвышенном, чем такое внешнее упорядочивание жизни. Формальное выполнение ритуалов бесполезно, пока оно не находит своего высшего выражения в совершенстве преданного служения. Господа Вишну невозможно удовлетворить выполнением наставлений Вед, если относиться к этому как к ритуалу; истинное удовлетворение Он получает лишь тогда, когда человек достигает стадии преданного служения.

Согласно приведенному Раманандой Раем стиху, выполняя ритуальные обряды, человек может возвыситься до уровня преданного служения. В "Бхагавад-гите" Шри Кришна, явившийся, чтобы освободить все классы людей, утверждает, что человек может достичь наивысшей стадии совершенства, поклоняясь Верховному Господу, от которого все берет свое начало, посредством выполнения своих профессиональных обязанностей.

све све карманй абхиратах
самсиддхим лабхате нарах
свакарма-ниратах сиддхим
йатха виндати тач чхрну

йатах праврттир бхутанам
йена сарвам идам татам
свакармана там абхйарчйа
сиддхим виндати манавах

"Занимаясь свои делом, каждый человек может обрести совершенство. Теперь услышь от Меня, как это может быть сделано. Поклоняясь всепроникающему Господу, от которого произошли все существа, человек может достичь совершенства, просто выполняя свои обязанности" (Б.-г., 18.45─46). Этим путем, ведущим к совершенству, следовали такие великие преданные, как Бодхаяна, Танка, Драмида, Гухадева, Капарди и Бхаручи. Все эти великие личности шли именно этим путем самосовершенствования. На этот же путь направляют и Веды. Рамананда Рая хотел изложить все эти факты Господу Чайтанье, но, очевидно, что поверхностного выполнения ритуальных обязанностей еще не достаточно, потому что Господь Чайтанья сказал, что все это чисто внешнее. Тем самым Господь Чайтанья указывал, что если человек имеет материалистические представления о жизни, то даже выполняя все ритуальные правила и ограничения, он не сможет достичь высшего совершенства».
«Учение Господа Чайтаньи», глава 27 «Господь Чайтанья и Рамананда Рая»

Поскольку в этот век люди в большинстве своем падшие и поскольку на то, чтобы вести их к совершенству постепенными методами, просто нет времени, лучший путь, согласно Господу Чайтанье, - это оставить их в том же положении, в каком они находятся, дав им при этом возможность слушать о деяниях Верховного Господа, как они объясняются в "Бхагавад-гите" и "Шримад-Бхагаватам".

«Господь Чайтанья отверг утверждение из "Вишну-пураны", приведенное Раманандой Раем, потому что Господь хотел показать, что не признает философии, называемой карма-мимамса. Последователи философии карма-мимамса считают, что Бог зависим от деятельности человека. Они приходят к заключению, что если человек трудится хорошо, Господь обязан наградить его хорошими результатами. В силу этого кто-то может понять утверждение "Вишну-пураны" так, что Вишну, Верховный Господь, не обладает полной независимостью, а обязан определенным образом вознаграждать того, кто трудится. Так объект поклонения ставится в зависимость от поклоняющегося, который может считать Верховного Господа либо безличным, либо наделенным качествами личности, по своему усмотрению. Фактически, такая философия подчеркивает имперсональный аспект Высшей Абсолютной Истины. Такой имперсонализм был не по душе Господу Чайтанье, и поэтому Он отверг его.

"Расскажи Мне, если знаешь, о чем-либо, что стоит выше таких представлений о Высшей Абсолютной Истине", - попросил Господь Чайтанья.

Рамананда Рая понял намерение Господа Чайтаньи, и сказал, что лучше этого отказ от плодов своей деятельности, приведя стих из "Бхагавад-гиты" (9,27):

йат кароши йад ашнаси
йадж джухоши дадаси йат
йат тапасйаси каунтейа
тат курушва мад-арпанам

"Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, что бы ты ни приносил в жертву или ни отдавал, какие бы аскезы ты ни совершал делай это, о сын Кунти, как приношение Мне". Аналогичный стих есть и в "Шримад-Бхагаватам" (11.2.36), где утверждается, что человек должен подчинить деятельность, совершаемую ради ее плодов, тело, слова, ум, чувства, разум, душу и гуны природы Верховной Личности Бога, Нараяне.

Но Господь Чайтанья отверг и это второе предложение, сказав: "Если тебе известно что-нибудь более высокое, - поведай Мне".

Приносить все в жертву Верховной Личности Бога, как это предписывают "Бхагавад-гита" и "Шримад-Бхагаватам" лучше, чем, подобно имперсоналистам, ставить Верховного Господа в зависимость от нашей деятельности. Но и это далеко от посвящения всей своей деятельности Верховному Господу. Отождествление человеком себя с материальным существованием не может быть изжито без должного руководства, а деятельность, совершаемая ради ее плодов, является причиной того, что человек продолжает оставаться в этом материальном мире. В этом случае человеку просто советуется приносить результаты своего труда в жертву Верховному Господу, однако при этом ничего не говорится о том, как ему можно выпутаться из сетей материального существования. Поэтому Господь Чайтанья отклонил и это предложение.

После того, как оба предложения Рамананды Рая были отклонены, он предложил полный отказ от профессиональной деятельности с тем, чтобы человек мог возвыситься до трансцендентного плана, отбросив все свои привязанности. Иными словами, он порекомендовал полное отречение от мирской жизни, и в подтверждение этой точки зрения привел стих из "Шримад-Бхагаватам" (11.11.32), в котором Господь говорит: "В писаниях Я объяснил принципы совершения обрядов и путь, ведущий к преданному служению. Преданное служение - это высшее совершенство религии". Кроме того Рамананда Рая процитировал повеление Господа Кришны из "Бхагавад-гиты" (18.66):

сарва-дхарман паритйаджйа
мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхйо
мокшайишйами ма шучах

"Оставь все виды религий и просто предайся Мне. И Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не страшись ничего".

Господь Чайтанья отклонил и это, третье по счету, предложение Рамананды Рая, желая показать тем самым, что отречения самого по себе еще не достаточно. Должна быть еще какая-то позитивная деятельность. Не занимаясь позитивной деятельностью, достичь высшей стадии совершенства невозможно. Как правило, отрекаются от мира представители двух философских школ. Одни из них стремятся достичь нирваны, другие - сияния безличного Брахмана. Но ни те, ни другие не способны даже вообразить, как можно подняться выше нирваны и сияния Брахмана и достичь планет Вайкунтх в духовном небе. Поскольку в отречении, как таковом, еще не содержится представления о духовных планетах и о духовной деятельности, Господь Чайтанья отверг и третье предложение.

Тогда Рамананда Рая сослался на еще один стих из "Бхагавад-гиты":
брахма-бхутах прасаннатма
на шочати на канкшати
самах сарвешу бхутешу
мад-бхактим лабхате парам

"Достигнув трансцендентного уровня, человек тотчас же постигает Высший Брахман. Он никогда не скорбит, не имеет желания обладать чем-либо и одинаково относится ко всем живым существам. В таком состоянии он достигает чистого преданного служения Мне" (18.54). Сначала Рамананда Рая предложил путь преданного служения вместе с отречением от деятельности, совершаемой ради наслаждения ее плодами. Теперь же он утверждает, что выше этого стоит преданное служение, в сочетании с полным знанием и духовным самосознанием.

Но Господь Чайтанья отверг и это предлжение, поскольку просто отречение от плодов своего труда в сочетании с осознанием Брахмана еще не достаточно, чтобы познать духовный мир и духовную деятельность. Хотя человек, достигший стадии постижения Брахмана, уже не подвержен влиянию материальной скверны, это стадия еще несовершенна, ибо на ней нет позитивной занятости духовной деятельностью. Поскольку это все еще находится на уровне ума, эта деятельность довольно поверхностна. Чистое живое существо еще не достигло освобождения, если оно без остатка не отдает себя духовной деятельности. Пока человек поглощен размышлениями о безличном или о пустоте, еще нельзя сказать, что он полностью приобщился к вечной блаженной жизни в знании. А пока духовное знание человека несовершенно, его попытки очистить свой ум от всего материального многообразия будут неминуемо наталкиваться на препятствия. Поэтому все попытки имперсоналистов опустошить свой ум посредством искусственной медитации терпят крах. Избавить ум от всех материальных представлений чрезвычайно трудно. В "Бхагавад-гите" говорится:

клешо 'дхикатарас тешам
авйактасакта-четасам
авйакта хи гатир духкхам
дехавадбхир авапйате

"Для тех, чей ум привязан к непроявленному безличному аспекту Всевышнего, продвижение вперед всегда затруднено. Преуспеть в этой науке всегда трудно для тех, кто воплощен" (18.54). Освобождение, достигаемое с помощью такой имперсональной медитации, - это еще не полное освобождение. Поэтому Господь Чайтанья отверг и это.

После того, как четвертое предложение было отвергнуто, Рамананда Рая сказал, что высшей стадией совершенства является преданное служение, совершаемое без каких-либо попыток культивировать знание или каких-либо спекулятивных построений. В подтверждение этой своей точки зрения он привел стих из "Шримад-Бхагаватам" (10.14.3), в котором Господь Брахма говорит Верховной Личности Бога:

джнане прайасам удапасйа наманта эва
дживанти сан-мукхаритам бхавадийавартам
стхане стхитах шрути-гатам тану-ван-манобхир
йе прайашо 'джита джито 'пй аси таис три-локйам

"Мой дорогой Господь, человек должен отбросить все монистические спекуляции и стремление культивировать знание. Он должен начать свою духовную жизнь в преданном служении, услышав о деяниях Господа от совершенного преданного Господа. Если человек в своей духовной жизни руководствуется этими принципами и честно проживает свою жизнь, то хоть Ты и непобедим, Господи - этим методом он завоевывает Тебя".

Как только Рамананда Рая высказал это предложение, Господь Чайтанья тотчас же сказал: "Да, вот это верно". В текущий век невозможно обрести духовное знание ни через отречение, ни через преданное служение, сопряженное еще с какой-то деятельностью, ни через кармическую деятельность в таком преданном служении, ни через культивирование знания. Поскольку в этот век люди в большинстве своем падшие и поскольку на то, чтобы вести их к совершенству постепенными методами, просто нет времени, лучший путь, согласно Господу Чайтанье - это оставить их в том же положении, в каком они находятся, дав им при этом возможность слушать о деяниях Верховного Господа, как они объясняются в "Бхагавад-гите" и "Шримад-Бхагаватам". Трансцендентные послания священных писаний должны приниматься из уст осознавших себя душ. При этом человек может продолжать жить в тех условиях, в которых он живет, и одновременно развиваться духовно. Таким образом человек может уверенно продвигаться вперед и полностью постичь Верховную Личность Бога.

Хотя Господь Чайтанья и принял эти принципы, Он все же попросил Рамананду Раю продолжить объяснение высших этапов преданного служения. Таким образом, Господь Чайтанья предоставил Рамананде Рае возможность обсудить постепенный путь духовного развития, начиная с принципов варнашрама-дхармы (четырех каст и четырех укладов духовной жизни). Господь Чайтанья отверг варнашрама-дхарму и принесение в жертву плодов своей деятельности, поскольку на поприще чистого преданного служения от этих принципов очень мало проку. Без духовного самоосознания эти искусственные методы преданного служения не могут приниматься за чистое преданное служение. Чистое преданное служение в духовном самосознании полностью отлично от всех остальных видов трансцендентной деятельности. На высшей ступени трансцендентная деятельность всегда свободна от каких бы то ни было материальных желаний, прагматических усилий и попыток обрести знание с помощью спекулятивных рассуждений. Высшая стадия сосредоточена на простом и благодатном несении преданного служения.

Поняв, что хочет услышать от него Господь Чайтанья, Рамананда Рая сказал, что высшей стадией совершенства является достижение чистой любви к Богу. В "Падьявали" есть замечательный стих, который, говорят, был сочинен самим Раманандой Раем. Его смысл сводится к следующему: "Если в животе у человека пусто и он испытывает голод и жажду, то он может стать совершенно счастлив, съев чего-нибудь. Подобно этому, может быть множество атрибутов для поклонения Верховному Господу, но когда они соединяются с чистой любовью к Богу, тогда они становятся истинным источником трансцендентного счастья". Рамананда Рая сочинил также еще один стих, в котором говорится, что даже прожив еще миллионы и миллионы жизней, можно так и не понять смысл преданного служения, но если так или иначе у человека появляется желание достичь преданного служения, общение с чистым преданным сделает это возможным. Поэтому необходимо иметь сильное желание заниматься преданным служением. В этих двух стихах Рамананда Рая описал регулирующие принципы и зрелую любовь к Богу. Господь Чайтанья хотел подвести его к стадии зрелой любви и услышать, что он будет говорить с этих позиций. Итак, темой дальнейшей беседы Господа Чайтаньи с Раманандой Раем становится любовь к Богу».
«Учение Господа Чайтаньи» глава 28 «Взаимоотношения со Всевышним»

Таким образом, человеку даже не обязательно причислять себя к брахманам, кшатриям, вайшьям или шудрам, брахмачари, грихастхам, ванапрастхам или санньяси – в этом неоспоримое преимущество движения сознания Кришны. Каждый может продолжать заниматься тем, чем занят сейчас. Достаточно просто посвящать Господу Кришне плоды своей деятельности в сознании Кришны. Это исправит положение в мире, и все будут счастливы и умиротворены.

Так во имя духовного прогресса сотрудничают между собой различные сословия общества. Когда же этого сотрудничества в обществе нет, его члены начинают деградировать. Таково положение дел в современном обществе в Кали-югу, век раздоров. Никто не исполняет своего долга, все только кичатся друг перед другом, именуя себя либо брахманами (интеллектуалами), либо кшатриями (военными или политиками). На самом деле эти люди не имеют никакого реального общественного положения. Они никак не связаны с Верховной Личностью Бога, поскольку не сознают Кришну. Поэтому цель движения сознания Кришны - привести человечество в нормальное состояние, в котором все будут счастливы и каждый сможет получить благо, развивая в себе сознание Кришны.

В своих наставлениях Уддхаве Господь Шри Кришна говорит, что, следуя предписаниям своей варны и ашрама, человек приносит удовлетворение Верховной Личности Бога, в результате чего в обществе воцаряется изобилие. В конечном счете именно Верховная Личность Бога снабжает остальные живые существа всем необходимым. Если все члены общества исполняют предписанные им обязанности и находятся в сознании Кришны, нет сомнений, что в нем будут царить мир и счастье. А когда у людей будет все необходимое, Земля превратится в Ваикунтху - духовное царство. Если люди будут следовать указаниям «Шримад-Бхагаватам» и исполнять свой долг в сознании Кришны, они смогут стать счастливыми уже здесь, не дожидаясь возвращения в царство Бога.

В Одиннадцатой песни «Шримад-Бхагаватам» (27.49) есть аналогичное высказывание Самого Шри Кришны, обращенное к Уддхаве: «Дорогой Уддхава, все люди заняты какой-либо деятельностью, или рекомендованной в священных писаниях, или обыкновенной мирской. И если они будут поклоняться Мне в сознании Кришны плодами любой из этих форм деятельности, то обретут счастье как в этом мире, так и в следующем. В этом нет сомнения». Из этих слов Кришны следует, что деятельность в сознании Кришны приносит каждому исполнение всех его желаний.

Таким образом, человеку даже не обязательно причислять себя к брахманам, кшатриям, вайшьям или шудрам, брахмачари, грихастхам, ванапрастхам или санньяси - в этом неоспоримое преимущество движения сознания Кришны. Каждый может продолжать заниматься тем, чем занят сейчас. Достаточно просто посвящать Господу Кришне плоды своей деятельности в сознании Кришны. Это исправит положение в мире, и все будут счастливы и умиротворены. В «Нарада-панчаратре» регулирующие принципы преданного служения описаны так: «Любую одобренную богооткровенными писаниями деятельность, цель которой - удовлетворение Верховной Личности Бога, святые учители причисляют к регулирующим принципам преданного служения. Тот, кто постоянно занимается таким служением Верховной Личности Бога под руководством истинного духовного учителя, постепенно достигает уровня служения Богу в чистой любви».
«Нектар преданности», глава вторая «Начальные стадии преданности»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: