Тема 11. Человек и проблема ценностей

Аксиология как раздел философского знания. Понятие ценности. Ценность как разновидность субъект-объектных отношений, характеристика значимости объекта для жизнедеятельности субъекта. Проблема ценности в истории философской мысли. Космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, гносеоцентризм, социоцентризм.

Структура ценностного отношения. Потребность, интерес, целеполагание, идеал, сравнение, оценка. Различение ценности-цели и ценности-средства. Витальные, социальные, политические и духовные ценности.

Разновидности ценностей по виду субъекта. Общечеловеческие ценности. Общенациональные ценности. Социально-групповые ценности. Профессиональные ценности. Личностные ценности. Единство и противоречивость личностных и общественных ценностей.

Цели и смысл человеческого существования. Человек как целеполагающее и рефлексирующее существо. Понятие цели и смысла человеческого бытия. Концепции смысла человеческой жизни: эвдемонизм, этика долга, прагматизм, гедонизм, аскетизм, утилитаризм.

Понятия человеческой жизни, смерти, бессмертия в истории философской мысли. Надличностные концепции смысла существования человека. Теологические, духовно и материально-космоцентрические концепции. Идеи социоцентризма, этатизма, социально-групповых приоритетов. Рационалистические и иррационалистические концепции индивидуально-личностного детерминизма.

Понятие смерти как предела индивидуального человеческого существования. Религиозная трактовка смерти. Жизнь и смерть как единство противоположностей, обеспечивающее развитие форм биологического и социального существования. Дискретность существования как форма оптимального согласования изменчивости и наследственности живого в ходе его эволюции. Проблема личностного отношения к смерти. Осознание неизбежности смерти. Проблема смертной казни. Самопожертвование во имя высших целей.

Основные направления самосовершенствования человека в ведущих сферах его жизнедеятельности. Биологическое совершенствование человека. Понятие биоэтики. Совершенствование человека как социального существа, субъекта и элемента системы общественных отношений. Роль гражданских и профессиональных качеств личности. Духовно-культурное совершенствование человека: нравственное, религиозное, эстетическое. Развитие творческих способностей человека.

Представления о бессмертии человека. Его воспроизводство в биологическом потомстве. Растворение в духе и теле Вселенной. Переселения души, достижение бессмертия души /мифология, религия. Социальное наследство человека.

Свобода и ответственность личности как форма проявления его отношения к цели и смыслу существования в обществе. Свобода как возможность мыслить и поступать в соответствии со своими желаниями, представлениями, по своей воле. Понятия «свободы для» и «свободы от», их диалектика. Волюнтаризм и фатализм как крайности по отношению к свободе личности. Иррациональное /религия, миф, инстинкты/ и гносеологическое /познание необходимости/ в трактовках свободы. Модели рационализированной свободы человека: борьба за максимально возможную самореализацию, эскапизм /бегство от мира/, приспособление к обстоятельствам, совпадение интересов личности и окружения. Социальная ответственность личности. Внутренняя ответственность личности, понятие совести.

Понятие культуры. Культура как объект философии. Культура как система. Культура как единство форм мышления и экономической, политической, духовной, религиозной, практической, художественной жизни.

Культура и природа. Сущность культурной деятельности. Культура как процесс самопознания человека. Универсальность культуры в жизнедеятельности человека и общества. Культура и цивилизация. Понятие цивилизации. История как процесс взаимодействия различных типов цивилизации.

Культура в жизни человека. Смысл культурного творчества человека. Человек как высшая ценность культуры. Человек в системе социально-исторических и культурных связей. Эволюция представлений о человеке в различных типах культуры. Культура – духовное измерение личности и общества. Роль культуры в социализации личности. Культура и нравственность. Культура и субкультура.

Многообразие культур. Типология культур. Общая характеристика западного и восточного типов культуры. Россия в диалоге культур. Понятие массовой культуры. Необходимость усиления взаимодействия культур. Проблема диалога культур в информационном обществе.

Идея общественного прогресса в истории философской мысли. Идеи нисходящего движения человечества от золотого века к железному. Античные надежды на благотворную роль государства. Религиозный фатализм, провиденциализм средневековья. Мысли Д.Вико об историческом круговороте: божественной, героической, человеческой эпохах в жизни каждого народа. Просвещение: акцент на разум, нравственность, гуманизм сообщества свободных и равных людей. О. Конт о теологической, философской, позитивной стадиях развития общества.

Марксистская теория общественно-экономических формаций и социального прогресса на основе развития способа производства. Первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое общества. Предположения о коммунистическом обществе. Попытки реализации марксистских идей.

О. Шпенглер об историческом процессе как последовательности самостоятельных культур (египетской, индийской, вавилонской, китайской, греко-римской, западноевропейской, майи, русской). Идеи А.Тойнби об истории как последовательности цивилизаций, проходящих фазы рождения, роста, крушения, разложения и гибели. Движущая сила цивилизаций – творческое меньшинство.

Концепции единства и преемственности общественного развития. Стадии экономического роста по У.Ростоу: традиционное общество, переходное общество, сдвиг, зрелость, массовое потребление. Теории технологического детерминизма и технократизма. Д.Белл, Р.Арон, Д.Гелбрейт и др. о доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществах. Развитие концепции информационного общества в трудах Э.Тоффлера, И.Масуды и др.

Проблема воздействия личности на ход исторического процесса. Выдающиеся личности, их черты, проявления, роль в обществе. Объективная и субъективная обусловленность появления и действий выдающихся личностей. Недопустимость фатализма и волюнтаризма, навязывания обществу форм развития, не соответствующих традициям и социально-экономическим реалиям.

Сущность и критерии глобальных проблем. Типология глобальных проблем современности. Интерсоциальные проблемы. Проблемы систем «Человек – общество» и «Природа – общество». Специфика социально-философского осмысления глобальных проблем. Различные подходы к глобальным проблемам. Теории "пределов роста", "органического роста", устойчивого развития на основе коэволюции. Критика ограниченности технократического мышления. Реализация гуманистического потенциала научно-технического прогресса. Показ порочности войны как средства политики, инструмента решения общественных проблем. Необходимость поиска решения глобальных проблем, сплочения всех мировых прогрессивных сил на основе защиты жизни на Земле.

Планы семинарских занятий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: