Деление затрат на переменные и условно-постоянные имеет исключительную значимость для определения уровня производственного и фин. рисков. Критический объем продаж - это точка самоокупаемости затрат или объем продаж, доходы от которого в точности покрывают суммарные затраты. В точке безубыточности нет прибыли, но и нет убытков, т.е. валовой прибыли (маржи) хватает только на покрытие условно-постоянных издержек. Рассмотрим три основных метода расчета точки безубыточности:
1. аналитический;
2. расчет удельной маргинальной прибыли;
3. графический.
В основе аналитич. метода лежит прямая зависимость, кот. можно выразить: ВР= Зпер. + Зпост. + П
Преобразуем эту формулу и выразим показатели через натуральные единицы. В точке безубыточности, как уже было отмечено, прибыль равна нулю, следовательно, формула примет вид: Цед. *Q = Зпер.ед. * Q + Зпост.
Отсюда, критический объем продаж (в натуральных единицах) определяется, как отношение постоянных расходов к разности между ценой продукта и переменными затратами на единицу продукта.
|
|
Qкр = Зпост. / Цед. – Зпер.ед
Расчет уд. маргинальной прибыли является производным от аналитического метода. В этом случае мы определяем критический объем продаж в стоимостной оценке по формуле:
Qc = Зпост. / Мп, где
Мп – доля маргинальной прибыли в цене единицы продукта.
На основании точки беззуб. можно определить запас фин. прочности (ЗФП), который хар-т предел, до кот. может быть снижен объем производства (продаж) без существенной угрозы для фин. состояния пп. ЗФП определяется как разность между объемом продаж и порогом рентабельности или по формуле: ЗФП = ВР – Qкр.