Существует несколько классификаций стилей руководства, но наиболее распространенная из них основывается на представлениях Курта Левина. Согласно ей выделяются авторитарный, демократический и либеральный стили.
Авторитарный стиль подразумевает жесткое руководство — распоряжения, инструкции, требующие от группы неукоснительного выполнения.
В авторитарном стиле можно выделить три подтипа:
Жесткий
Хозяйский
Непоследовательный
При демократическом стиле руководства группа в той или иной мере подключается к организации деятельности.
При либеральном стиле руководитель вмешивается, участвует в организации деятельности группы только в том случае, когда члены последней обращаются к нему, причем его вмешательство реализуется в форме совета и объяснения.
Наиболее известными концепциями ситуационного руководства являются модель ситуационного руководства Ф. Фидлера, Континуум Р. Танненбаума и У. Шмидта, Концепция жизненного цикла П.Херси и К.Бланшара, ситуационная модель принятия решения В. Врума, Ф. Йеттона и А. Яго.
|
|
Модель ситуационного руководства Ф. Фидлера: стиль руководства практически не меняется от ситуации к ситуации и находится в континууме от ориентированного на взаимоотношения до ориентированного на задачу. Для определения стиля руководства он использовал шкалу наименее предпочитаемого сотрудника
Континуум лидерского поведения Р. Танненбаума и У. Шмидта; руководитель выбирает один из семи стилей руководства, отличающихся способами использования своей власти и степенью самостоятельности или свободы, предоставляемой подчиненным. В качестве ситуационных переменных, влияющих на выбор стиля, они определили характер решаемой задачи, особенности контекста, личностные качества сотрудника и самого руководителя.
Концепция жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара: основывается на объеме непосредственного руководства подчиненными, социальной и эмоциональной поддержки их руководителем в каждой отдельной ситуации и на «степени зрелости» подчиненных или группы.
Модель принятия решений В. Врума, Ф. Йеттона и А. Яго: позволяет руководителю определить, в какой степени он должен привлекать подчиненных к разработке и принятию управленческих решений. При этом предполагается, что он должен концентрироваться и на проблеме, которая должна быть решена, и на ситуации, в которой принимается решение.