Известны следующие параметры механизма (рис. 2.4):
,
,
,
,
, направление вращения кривошипа – по часовой стрелке.
Требуется определить линейные скорости и ускорения точек механизма, а также угловые скорости и ускорения звеньев.
2.2.1 Построение плана положений механизма
Выражаем все длины звеньев в метрах:
,
,
,
.
Определяем масштабный коэффициент длин, представляющий собой отношение действительной длины в метрах к длине отрезка на чертеже в миллиметрах. Изображаем длину кривошипа
на чертеже отрезком
, равным, например, 24 мм. Тогда масштабный коэффициент будет иметь величину
.
Остальные длины звеньев, изображенные на чертеже, будут иметь следующие значения
,
,

,
.
Из произвольной точки О (рис. 2.4) под углом
откладываем отрезок
. От точки О вправо откладываем расстояние
, получая точку С. Из точки С проводим дугу радиусом
, а из точки А – радиусом
, получая точку В. (При этом возможны два решения, т.к. точка В может располагаться внизу от линии ОС. Выбираем тот вариант, который указан в задании). Точку В соединяем с точками А и С. На продолжении линии АВ откладываем расстояние
, получая точку D. Далее отмечаем положение центров масс
,
,
, которые находятся в серединах отрезков
,
и
.
Аналогичным образом можно построить и другие положения механизма, которые отличаются величинами угла
.
2.2.2 Построение плана скоростей
Определяем скорость точки А
.
Находим масштабный коэффициент скоростей, для чего полученную величину делим на длину вектора этой скорости, выбранную равной 
.
Из произвольной точки
(полюса скоростей) проводим вектор
(рис. 2.5.) длиной 108 мм, который перпендикулярен кривошипу ОА и направлен в сторону его вращения. Скорость точки В находим графически, используя векторные уравнения
,
.
Так как скорости точек
и
равны нулю, то точки
и
помещаем в полюсе. Уравнения решаются следующим образом. Из точки
проводим линию, перпендикулярную шатуну АВ, а из полюса – линию, перпендикулярную коромыслу ВС. На пересечении получаем точку
, которую соединяем с полюсом, ставим стрелки, получая векторы скоростей
и
. Для нахождения положения точки
используем отношение
,
.
Точку
соединяем с полюсом, получая вектор
.
Численные значения неизвестных скоростей вычисляем через масштабный коэффициент
,
,
.
Определяем величину угловой скорости 
.
Направление скорости
находим так. Мысленно перенесем вектор
в точку В механизма и посмотрим, куда повернется шатун АВ, вращаясь вокруг точки А. В данном случае – против часовой стрелки. Циркулем изображаем дуговую стрелку скорости
, ставя ножку циркуля в точку А.
Угловая скорость
коромысла может быть найдена из выражения
.
Переносим вектор
в точку В и находим, что
направлена по часовой стрелке. Эту скорость отмечаем дуговой стрелкой, помещая ножку циркуля в точку С.
2.2.3 Построение плана ускорений
Определяем ускорение точки А
.
Т.к
, то
.
Следовательно,
.
Масштабный коэффициент
можно найти путем деления ускорения
на длину вектора на чертеже, выбранную нами
=97,2 мм
.
Ускорение точки А направлено параллельно кривошипу от точки А к центру О.
Из произвольной точки
(полюса ускорений) (рис. 2.6) проводим вектор
длиной 97,2 мм. Ускорение точки В находим графо-аналитически, решая систему векторных уравнений
,
.
Ускорения
=0 и
=0, точки
и
помещаем в полюсе.
Определяем по модулю ускорения
и 
,
.
Находим длины векторов этих ускорений
,
.
Следует отметить, что если длина какого-то вектора оказывается меньшей 3 мм, то вместо вектора ставится точка с обозначением этого ускорения.
Из точки
плана ускорений проводим вектор
, который параллелен шатуну АВ и направлен от точки В к точке А, а из полюса
– вектор
, который параллелен коромыслу ВС и идет от точки В к точке С. Перпендикулярно к векторам
проводим лучи, которые пересекаются в точке
. Эту точку соединяем с полюсом, ставим три стрелки, получая векторы
,
и
. Точку
плана ускорений находим на продолжении линии
, пользуясь соотношением
,
.
Соединяем точку
с полюсом, получая вектор
. В серединах отрезков
,
,
находим точки
,
и
, которые соединяем с полюсом. Замеряем длины всех неизвестных векторов ускорений и определяем соответствующие ускорения
,
,
,
,
,
,
.
Вычисляем угловое ускорение шатуна
.
Переносим вектор
в точку В, находим, что ускорение направлено против часовой стрелки.
Угловое ускорение коромысла
.
Перемещая вектор
в точку В, находим, что это ускорение направлено против часовой стрелки. Циркулем отмечаем найденные угловые ускорения.