Установки русской культуры 18 страница

Хронотоп — единство пространственных и временных пара­метров, направленное на выражение определенного культурного или художественного смысла.

Хэппенинг (от англ. happening — букв, происходящее, случаю­щееся, происходящее здесь и сейчас, непреднамеренное) — театра­лизованное сиюминутное действо на, импровизационной основе с активным участием в нем аудитории, направленное на стирание границ между искусством и жизнью, стремящееся к спонтанности, непосредственному физическому контакту с публикой, повышен­ной.действенности искусства.

Ценностная ориентация — комплекс духовных детерминант деятельности людей или отдельного человека, а также соответству­ющих им социально-психологических образований, которые интер­претируются в положительном ракурсе их значений. В качестве таких детерминант могут выступать представления, знания, интере­сы, мотивы, потребности, идеалы, а также установки, стереотипы, пе­реживания людей.

Школа «Анналов» («новая историческая наука») — на­учное направление, возникшее во Франции и группирующееся вок­руг журнала «Анналы». Сторонники этого направления настаивали на замене классической «истории-повествования» «историей-про­блемой», т.е. историей, описывающей все существующие в обще­стве связи: экономические, социальные, культурные.

Эволюционизм — направление в культурной антропологии, задающее теоретическую модель необратимых культурных измене­ний, называемую эволюцией, или развитием, применение которой позволяет оценить рассматриваемую культуру, культурную черту в соответствии с принятыми здесь критериями.

Экзистенциализм — философское течение XX в., выдвигающее на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражения на языке понятий.

Эксплицирование (от лат. explicite ■— развернуто, ясно) — вы­ражение, определение, объяснение чего-либо в ясной, четкой форме.

Энтропия социокультурная — процесс понижения уровня системно-иерархической структурированности, сложности и поли­функциональности культурного комплекса какого-либо сообщества в целом или отдельных подсистем этого комплекса, т.е. полная или частичная деградация данной локальной культуры как системы.


Эпистема — общее пространство знания, способ фиксации «бы­тия порядка», скрытая от непосредственного наблюдения сеть отно­шений между «словами» и «вещами», на основе которой строятся свойственные той или иной эпохе коды восприятия, практики, по­знания и порождаются отдельные идеи и концепции.

Эпистемология (от греч. episteme — знание) — раздел фило­софии, в котором изучаются проблемы природы познания, отноше­ния знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки по­знавательного процесса, выявляются условия его истинности.

Эргалический подход — подход в понимании происхожде­ния и сущности культуры, в основе которого лежит представление о решающей роли труда и трудовой деятельности человека, что свой­ственно марксистскому взгляду на культуру.

Эсхатология — религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, в основе которого лежит концепция о нарушении человеком своих обязательств перед Богом или богами и последу­ющей расплате за это.

Этническая группа — часть общества, члены которой осозна­ют себя (или считают, по мнению других) носителями общей куль­туры.

Этногенез — исторический процесс происхождения этносов от их зарождения до формирования целостных этносоциальных орга­низмов и их специфических этнокультурных систем.

Этнолингвистика (антропологическая лингвистика, линг­вистическая антропология и др.) — наука, занимающаяся ис­следованием связей между языковыми и культурными явлениями. Этнология — наука о сравнительном изучении культур, в аме­риканской традиции — часть или синоним культурной антрополо­гии, в европейской — аналог социальной антропологии.

Этнос, этническая общность (от греч. ethnos — племя, на­род) — исторически сложившаяся устойчивая группировка людей — племя, народность, нация. Обязательные условия возникновения эт­носа — общность территории и языка. Культурная общность чле­нов этноса обусловливает единство их психического склада.

Этноцентризм — свойство этнического самосознания воспри­нимать и оценивать различные жизненные явления и процессы сквозь призму культурных традиций и ценностей собственной эт­нической группы. Этноцентризм выражается в признании превос­ходства своей этнической культуры по отношению к другим куль­турам. Этноцентризмом принято обозначать то нормальное миро­ощущение любого этноса, когда ценности, традиции, установления



Словарь терминов



того или иного этноса кажутся для его представителей единственно истинными и верными.

Этос (от греч. ethos — обычай, нрав, характер) — обобщенная характеристика культуры данной социальной общности, выража­ющаяся в системе господствующих ценностей и норм поведения.

Языковые игры — понятие, которое служит для обозначения целостных и законченных систем коммуникации, подчиняющихся своим внутренним правилам и соглашениям, нарушение которых означает выход за пределы конкретной «игры».Персоналии

Адлер Альфред (1870—1937) — австрийский психолог, ученик 3. Фрейда, основатель школы «индивидуальной психологии». Основ­ное сочинение: «Практика и теория индивидуальной психологии».

Адорно Теодор (1903—1969) — немецкий философ, представи­тель франкфуртской школы, культуролог, социолог искусства. Ос­новные сочинения: «Негативная диалектика», «Социология музы­ки», «Диалектика Просвещения» (совм. с Хоркхаймером).

Апель Карл-Отто (р. 1922) — немецкий философ, один из осно­воположников современной версии постмодерна. Постапелевская версия постмодерна смягчает ранне-постмодернистский радикализм и обращается к обоснованию условий взаимопонимания в комму­никативном общении. Основные сочинения: «Идея языка в тради­ции гуманизма от Данте до Вико», «Новые попытки объяснения и

понимания».

Арто Антонен (1896—1948) — французский теоретик театра, режиссер, актер, эссеист, оказавший значительное влияние на тео­рию и практику театра модерна и постмодерна. Основное сочине­ние: «Театр и его двойник».

Барт Ролан (1915—1980) — французский литературовед, фило­соф-структуралист. Применил структурно-семиотический метод для анализа массовой бытовой культуры. Основные сочинения: «Нуле­вая степень письма», «Мифология», «Система моды».

Бахтин Михаил Михайлович (1895—1975) — русский фило­соф, филолог, литературовед, теоретик культуры. Основные сочине­ния: «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневеко­вья и Ренессанса», «Эстетика словесного творчества», «Проблемы творчества и поэтики Ф.М. Достоевского».

Беккет Сэмюэл (1906—1989) — драматург, романист, один из основоположников театра абсурда. Его творчество, уникальное по своей форме и содержанию, оказало значительное влияние на раз­витие художественной культуры XX в. Основные сочинения: ро­маны «Мэрфи», «Моллой», «Мэлоун умирает», «Уотт», пьесы «В ожидании Го до», «Не-я», «Дыхание», «Акт без слов».




Белл Дэниел (р. 1919) — американский социолог, профессор Гарвардского университета. Автор концепции постиндустриально­го общества. Основное сочинение: «Конец идеологии».

Бенвенист Эмиль (1902—1976) — французский исследователь языков, культуролог. Основные сочинения: «Проблемы всеобщей лингвистики», «Заметки о роли языка в изучении Фрейда».

Бенедикт Рут Фултон (1887—1948) — американский культур-антрополог, виднейший представитель этнопсихологического направ­ления в американской антропологии. Основные сочинения: «Ми­фология зунья», «Модели культуры»,-«Хризантемы и меч».

Беньямин Вальтер (1892—1940) — немецкий философ куль­туры. Основные сочинения: «Парижские пассажи», «Произведение искусства в эпоху его технической вопроизводимости».

Бергсон Анри (1859—1941) — французский философ, предста­витель интуитивизма и философии жизни. Основные сочинения: «Опыт о непосредственных данных сознания», «Материя и память», «Творческая эволюция».

Бердяев Николай Александрович (1874-1948) — русский фи­лософ, литератор, публицист, общественный деятель. Основные со­чинения: «Смысл творчества. Опыт оправдания человека», «Миро­созерцание Достоевского», «Новое средневековье: Размышление о судьбах России и Европы», «Смысл истории. Опыт человеческой судьбы».

Берлин Исайя (1909—1997) — философ, историк, культуролог. Работал в Оксфорде, был избран президентом Британской Акаде­мии наук. Особое место в его творчестве принадлежит соотноше­нию идей Просвещения и «контрпросвещения» и развенчанию мифа о достижимости идеального общества.

Бжезинский Збигнев (р. 1928) — американский социолог, по­литолог, государственный деятель, автор теории вступления буржу­азного общества в технотронную эру. Основное сочинение: «Ве­ликое будущее: рождение и смерть коммунизма в XX столетии». Бланшо Морис (р. 1907) — французский философ, писатель, литературовед. В своих работах стремится синтезировать учение о «воле к власти» Ницше, экзистенциализм Хайдеггера и др. Основ­ные сочинения: «Пространство литературы», «Лотреамон и Сад», «Бесконечный диалог».

Блок Марк (1886—1944) — французский историк, один из ос­нователей французской исторической школы «Анналы». Основные сочинения: «Феодальное общество», «Апология истории, или Ремес­ло историка».


I


Боас Франц (1858—1942) — американский антрополог. Как те­оретик опирается прежде всего на опыт обширных полевых иссле­дований. К числу его учеников принадлежат такие выдающиеся антропологи, как Крёбер, Уисслер, Бенедикт, Мид, Уайт, Херсковиц и др. Основные сочинения: «Ум первобытного человека», «Культура квакиутль — отражение в мифологии», «Расы, языки и культура», «Антропология и современная жизнь».

Бодрийяр Жан (р. 1929 г.) — французский социолог, философ,. эстетик, культуролог, крупнейший представитель посмодернизма. Основные сочинения: «Система вещей», «Символический обмен и смерть», «О соблазне», «Америка».

Бубер Мартин (Mapдохай) (1878—1965) — еврейский религи­озный мыслитель, писатель, философ-экзистенциалист, представитель «диалогического персонализма». Основное сочинение: «Я и Ты».

Буркхардт Якоб (1818—1897) — швейцарский историк куль­туры, автор исследований по культуре Ренессанса. Основное сочи­нение: «Культура Возрождения в Италии».

Бэкон Фрэнсис (1561—1626) — английский философ и есте­ствоиспытатель, заложивший основы современной методологии есте­ственно-научного познания. Основное сочинение: «Новый Органон». Бюффон Жорж Луи Леклерк (1707—1788) — французский ес­тествоиспытатель. Описал множество животных, выдвинул поло­жение о единстве растительного и животного миров и предложил гипотезу о том, что земной шар — это осколок Солнца. Основное сочинение: «Естественная история».

Вебер Макс (1864—1920) — немецкий социолог, историк, эко­номист, чьи труды в значительной мере определили направление развития социально-научного знания в XX в. Совокупность его тру­дов составила своеобразное видение сущности и путей развития западной цивилизации. Основное сочинение: «Протестантская эти­ка и дух капитализма».

Вико Джамбаттиста (1668—1744) — итальянский философ, ис­ториограф. Основное сочинение: «Основания новой науки об об­щей природе наций».

Виндельбанд Вильгельм (1848—1915) — немецкий философ, глава баденской школы неокантианства. Основные сочинения: «Фи­лософия в немецкой духовной жизни XIX столетия», «Платон», «О

свободе воли».

Вирильо Поль (р. 1932) — французский философ, социальный теоретик, специалист по урбанистике и архитектурный критик. Ос­новные сочинения: «Война и кино», «Скорость и политика», «Обще­ственная защита и экологическая борьба».



Персоналии


Персоналии




Витгенштейн Людвиг (1889—1951) — австрийский философ. Основное сочинение: «Логико-философский трактат».

Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1684—1778) — французский философ, писатель и публицист, участник создания французской «Эн-циклопеции». Основные сочинения: «Философии истории», «Фило­софические повести».

Выготский Лев Семенович (1896—1934) — русско-советский психолог, педагог, нейролингвист, основатель так называемой «шко­лы Выготского» в отечественной психологии. Основные сочине­ния: «Мышление и речь», «Психология искусства».

Гадамер Ганс Георг (1900—2002) — немецкий философ, фило­лог, историк искусств, крупнейший представитель философской гер­меневтики. Основное сочинение: «Истина и метод. Основные чер­ты философской герменевтики».

Гартман Эдуард (1842—1906) — немецкий философ, создатель «философии бессознательного», возникшей как оппозиция господ­ствующему во второй половине XIX в. позитивизму. Основное со­чинение: «Сущность мирового процесса, или Философия бессозна­тельного».

Гваттари Феликс (1930—1992) — французский психоанали­тик и философ. Один из создателей школы шизоанализа. Основ­ные сочинения: «Капитализм и шизофрения», «Ризома», «Что такое философия» (совм. с Делёзом), «Машинное бессознательное».

Геккель Эрнст (1834—1919) — немецкий биолог и физиолог. Пытаясь соединить идеи Ч. Дарвина и Ж. Б. Ламарка, признавал как естественный отбор, так и прямое приспособление организмов к условиям среды путем наследования приобретенных признаков. Основные сочинения: «Общая морфология организмов», «Антропо-гения, или История развития человека», «Мировые загадки».

Гелен Арнольд (1904—1976) — немецкий философ, социолог, антрополог. Основные сочинения: «Человек. Его природа и его по­ложение в мире», «О понятии опыта», «Первобытный человек и поздняя культура».

Гердер Иоганн Готфрид (1744—1803) — немецкий философ-просветитель, главный вдохновитель движения немецких романти­ков «Буря и натиск». Основные сочинения: «Исследование о про­исхождение языка», «Идеи к философии истории человечества».

Гумилев Лев Николаевич (1912—1992) — историк культуры, этнограф. В своей культурологической концепции отрицает цик­личность, преемственность. Основные сочинения: «Этногенез и био­сфера Земли», «Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации», «От Руси к России: очерки этнической истории».


Гуссерль Эдмунд (1856—1938) — немецкий философ, созда­тель феноменологического направления в философской мысли XX в. Основные сочинения: «К феноменологии внутреннего созна­ния времени», «Философия как строгая наука», «Картезианские раз­мышления», «Кризис европейских наук и трансцендентальная фено­менология».

Декарт Рене (1596—1650) — французский философ и матема­тик, представитель классического рационализма. Основные сочи­нения: «Рассуждение о методе», «Начала философии», «Метафизи­ческие размышления».

Делёз Жиль (1926—1995) — французский философ, культуро­лог и эстетик-постфрейдист, оказавший существенное влияние на формирование идеологии постмодернизма. Основные сочинения: «Логика смысла», «Различие и повторение», «Капитализм и шизоф­рения», «Ризома» (совм. с Гваттари).

Джеймисон Фредрик (р. 1934) — американский философ, ав­тор неомарксистской концепции постмодернистской культуры, раз­рабатываемой в широком интердисциплинарном поле (в литера­туроведении, теории визуальных искусств, психоанализе, культур­ной антропологии, критической социальной теории). Основные сочинения: «Постмодернизм, или Культурная логика позднего капи­тализма», «Культурный поворот: Избранные труды по постмодер­низму, 1983—1998».

Дильтей Вильгельм (1833—1911) — немецкий философ и ис­торик культуры, представитель «философии жизни», основополож­ник «духовно-исторической» школы в немецкой истории культу­ры XX в., крупнейший представитель герменевтики. Основные сочинения: «Описательная психология», «Сила поэтического вооб­ражения и безумие», «Возникновение герменевтики», «Введение в науки о духе», «Переживание и поэзия: Лессинг, Гёте, Новалис и

Гельдерлин».

Дюркгейм Эмиль (185—1917) — французский философ и со­циолог. Основатель французской социологической школы. Основ­ные сочинения: «Правило социологического метода», «Самоубий­ство», «Элементарные формы религиозной жизни».

Зиммель Георг (185—1918) — немецкий философ, социолог, куль­туролог, один из главных представителей поздней «философии жиз­ни», основоположник так называемой формальной социологии. Ос­новные сочинения: «Социальная дифференция», «Религия. Социаль­но-психологический этюд», «Гёте».

Ионеско Эжен (1909—1994) — французский писатель, драма­тург, автор теоретических работ о театральном искусстве, лауреат



Персоналии


Персоналии




многочисленных премий. Автор многочисленных статей об искус­стве и театре, наиболее значительные из них объединены в сбор­ники «Заметки и опровержения», «Пунктиры исканий». Основные сочинения: пьесы «Лысая певица», «Стулья», «Носороги», «Жажда и голод».

Камю Альбер (1913—1960) -— французский философ-экзистен­циалист, писатель, эссеист, журналист и общественный деятель. Автор романов, пьес, публицистических эссе. Основные сочинения: «Миф о Сизифе», «Человек бунтующий».

Кардинер Абрам (1891 —1981) — американский психиатр и психоаналитик. Основное сочинение: «Клеймо угнетения».

Кассирер Эрнст (1874—1945) — немецкий философ, предста­витель второго поколения неокантианцев марбургской школы. Ос­новные сочинения: «Философия символических форм», «Опыт о человеке».

Клакхон Клайд (1905—1960) — американский антрополог, из­вестный своими исследованиями культуры индейцев племени на-вахо. Основные сочинения: «Колдовство у навахо», «Зеркало для человека: связь антропологии с современной жизнью», «Культура: критический обзор понятий и определений» (совм. с Кребером).

Коллингвуд Робин Джордж (1889—1943) — британский фи­лософ-неогегельянец, археолог и историк, исследователь культуры. Основные сочинения: «Зеркало духа, или Карта знания», «Религия и философия», «Идея истории».

Конт Огюст (1798—1857) — французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, основатель школы позитивизма и социальный реформатор, предложивший теократическую утопию на основе «позитивной религии человечества». Ввел в употребле­ние сам термин «социология». Основные сочинения: «Курс пози­тивной философии», «Система позитивной политики, или Трактат о социологии, устанавливающий религию Человечества».

Кребер Альфред Луис (1876—1960)'— американский антропо­лог, культуролог, этнолог, представитель «исторической школы» в американской этнологии. Основные сочинения: «Антропология: раса, язык, культура, психология, предыстория», «Конфигурации культур­ного роста», «Природа культуры», «Стиль и цивилизация».

Кристева Юлия (р. 1941) — французский философ, лингвист и литературный критик болгарского происхождения. В конце 1960-х гг. стала известна во Франции как переводчик и популяризатор трудов М.М. Бахтина. С 1979 сначала карьеру феминистски ори­ентированного психоаналитика. Основные сочинения: «Революция поэтического языка», «Чуждые самим себе».


Кропоткин Петр Алексеевич (1842—1921) — идеолог русско­го и международного анархизма, ученый-географ, историк, путеше­ственник. Основные сочинения: «Взаимная помощь как фактор эво­люции», «Современная наука и анархия», «Великая французская ре­волюция 1789—1793 гг.».

Кроне Бенедетто (1866—1952) — итальянский философ, пред­ставитель неогегельянства, историк, литературный критик и публи­цист, общественный деятель. Основные сочинения: «История, подве­денная под общее понятие искусства», «Эстетика как наука о выра­жении и как общая лингвистика», «Теория и история историографии».

Кун Томас Сэмюэль (1922—1996) — американский историк и философ, один из лидеров историко-эволюционистского направле­ния в философии науки. Разработал концепцию исторической ди­намики научного знания, которая легла в основу теории научной рациональности, радикально отличающейся от логико-позитивист­ских и «критико-рационалистических» представлений о науке. Ос­новное сочинение: «Структура научнвгх революций».

Кьеркегор (Киркегор) Серен (1813—855)-— датский теолог, философ, писатель. Основные сочинения: «Или-или», «Страх и тре­пет», «Болезнь к смерти», «Философские крохи», «Дневник соблаз­нителя».

Лакан Жак (1901 —1981) — французский исследователь, созда­тель структурного, или лингвистического, психоанализа. Вышел за-рамки и классического структурализма, и ортодоксального фрей­дизма, положив начало новым структуралистским направлениям психоаналитических исследований. Основное сочинение: «Семи­нары Ж. Лакана».

Ламетри Жюльенн Офре де (1709—1751) — французский фи­лософ-материалист. Основные сочинения: «Трактат о душе», «Че­ловек-машина», «Человек-растение».

Ле Гофф Жак (р. 1924) — французский историк, специалист по истории западноевропейской средневековой цивилизации. В цент­ре внимания ученого проблемы восприятия времени и простран­ства, труда и богатства, соотношение ученой и народной культуры. Основное сочинение: «Цивилизация средневекового Запада».

Леви-Брюль Люсьен (1857—1939) — французский философ, социолог и социальный психолог, прославившийся открытием каче­ственных изменений мышления в процессе социально-историче­ского развития. Основные сочинения: «Мораль и наука о нравах», «Мыслительные функции в низших обществах», «Первобытное мышление», «Примитивная душа», «Примитивная мифология».




Леви-Стросс Клод (р. 1908) — французский философ, социо­лог и этнограф, лидер структурализма, создатель структурной ант­ропологии, исследователь первобытных систем родства, мифологии и фольклора. Его работы получили мировую известность и оказа­ли большое влияние во многих областях философско-культуроло-гических исследований. Основные сочинения: «Печальные тропи­ки», «Структурная антропология», «Мышление дикарей».

Лессинг Готхольд Эфраим (1729—1781) — немецкий фило­соф-просветитель, писатель, критик. Основные сочинения: «Лаоко-он. О границах живописи и поэзии,», «Гамбургская драматургия», «Как представляли смерть древние», «Воспитание человеческого

рода». ■■'.,,...„"

Линтон Ральф (1893—1953) — американский антрополог, один из лидеров американской культурной антропологии. Пытался до­стичь синтеза антропологии, психологии и социологии, рассматривал проблемы, связанные с существованием универсальных ценностей, общих для всех культур. Основное сочинение: «Изучение человека».

Лиотар Жан-Фраясуа (1924—1998) — французский философ, эстетик-постфрейдист, один из ярких представителей идеологии постмодернизма, поставивший проблему корреляции культуры по­стмодерна и постклассической науки. Основные сочинения: «О пуль-сационных механизмах», «Состояние (ситуация) постмодерн».

Лотман Юрий Михайлович (1922—1993) -^- советский литера­туровед, культуролог, искусствовед, семиотик, глава тартуско-москов-ской структурно-семиотической школы гуманитарных исследова­ний. Основные сочинения: «Структура художественного текста», «Культура и взрыв», «Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — нач. XIX в.)».

Лотце Рудольф Герман (1817—1881) — немецкий философ, врач, естествоиспытатель. Основные сочинения: «Микрокосм», «Систе­ма философии», «Медицинская психология».

Маклюэн Маршал (1911—1980) — канадский культуролог. Ис­следовал повседневную жизнь человека в информационном обще­стве. Основные сочинения: «Гутенбергова галактика», «Культура — наше дело».

Малиновский Бронислав Каспер (1884—1942) — английский этнограф и социолог польского происхождения, один из основате­лей и лидеров функциональной школы в английской социальной антропологии. Противостоял эволюционистским теориям культу­ры. Считал культуру универсальным феноменом. Основные сочи­нения: «Научная теория культуры», «Динамика культурного изме­нения», «Магия, наука и религия».


Мангейм (Манхейм) Карл (1893—1947) — немецко-английский философ и социолог, один из основателей социологии знания. Ос­новные сочинения: «Человек и общество в эпоху преобразования», «Диагноз нашего времени: очерки военного времени, написанные

социологом».

Маркузе Герберт (1898—1979) — немецко-американский фи­лософ, культуролог, один из основателей и ведущих представителей франкфуртской школы. Основные сочинения: «Эрос и цивилиза­ция», «К феноменологии исторического материализма».

Марсель Габриэль Оноре (1889—1973) — французский фило­соф, драматург, театральный и музыкальный критик. С его именем тесно связано возникновение экзистенциализма во Франции. Ос­новные сочинения: «Метафизический дневник», «Люди против че­ловеческого», «Человек, ставший проблемой».

Маслоу Абрахам (1908—1970) — американский мыслитель, пси­холог, один из основателей гуманистического «положительного пси­хоанализа», автор оригинальной гуманистической концепции куль­туры и человека». Основное сочинение: «Религии, ценности и выс­шие переживания».

Мёрдок Джордж Питер (1897—1985) — американский антро­полог, исследователь проблем культуры и общества. Обосновал кон­цепцию универсальной модели культуры. В книге «Социальная структура» изложил концепцию эволюции систем родства. Прово­дил полевые исследования в Африке, внес существенный вклад в развитие африканской этнографии.

Мерло-Понти Морис (1908—1961) — французский философ, представитель феноменологической концепции культуры. Главную задачу феноменологии усматривал в том, чтобы обратиться к миру живого опыта и культурных смыслов. Основные сочинения: «Фе­номенология восприятия», «Видимое и невидимое», «Проза мира».

Мид Маргарет (1901 —1978) — американский антрополог, эт­нограф, этнолог, культуролог. Основное сочинение: «Культура и мир

.детства».

Милюков Павел Николаевич (1859—1943) — русский исто­рик, культуролог, крупный политический деятель. Основные сочи­нения: «Из истории русской интеллигенции», сборник статей и этю­дов, «Очерки по истории русской культуры».

Мишле Жюль (1798—1874) — французский историк романти­ческого направления. Основные сочинения: «История Франции», «История Французской революции».

Монтескье Шарль Луи (1689—1755) — французский философ, писатель и историк, представитель философии Просвещения. Ос­новные сочинения.лО духе законов», «Персидские письма».



Персоналии-


Персоналии




Морган Льюис Генри (1818—1881) — американский этнограф, основоположник научной теории первобытного общества, прогрес­сивный общественный деятель, исследователь общества американ­ских индейцев. Основное сочинение: «Древнее общество, или Ис­следование линий человеческого прогресса через варварство к ци­вилизации».

Мосс Марсель (1872—1950) — французский социолог, этнолог и социальный антрополог, последователь Дюркгейма. Труды посвя­щены исследованию различных сторон жизни архаического обще­ства: магии, жертвоприношениям, обрядам и пр. Основные сочине­ния: «Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах», «Техника тела».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: