Хронотоп — единство пространственных и временных параметров, направленное на выражение определенного культурного или художественного смысла.
Хэппенинг (от англ. happening — букв, происходящее, случающееся, происходящее здесь и сейчас, непреднамеренное) — театрализованное сиюминутное действо на, импровизационной основе с активным участием в нем аудитории, направленное на стирание границ между искусством и жизнью, стремящееся к спонтанности, непосредственному физическому контакту с публикой, повышенной.действенности искусства.
Ценностная ориентация — комплекс духовных детерминант деятельности людей или отдельного человека, а также соответствующих им социально-психологических образований, которые интерпретируются в положительном ракурсе их значений. В качестве таких детерминант могут выступать представления, знания, интересы, мотивы, потребности, идеалы, а также установки, стереотипы, переживания людей.
Школа «Анналов» («новая историческая наука») — научное направление, возникшее во Франции и группирующееся вокруг журнала «Анналы». Сторонники этого направления настаивали на замене классической «истории-повествования» «историей-проблемой», т.е. историей, описывающей все существующие в обществе связи: экономические, социальные, культурные.
|
|
Эволюционизм — направление в культурной антропологии, задающее теоретическую модель необратимых культурных изменений, называемую эволюцией, или развитием, применение которой позволяет оценить рассматриваемую культуру, культурную черту в соответствии с принятыми здесь критериями.
Экзистенциализм — философское течение XX в., выдвигающее на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражения на языке понятий.
Эксплицирование (от лат. explicite ■— развернуто, ясно) — выражение, определение, объяснение чего-либо в ясной, четкой форме.
Энтропия социокультурная — процесс понижения уровня системно-иерархической структурированности, сложности и полифункциональности культурного комплекса какого-либо сообщества в целом или отдельных подсистем этого комплекса, т.е. полная или частичная деградация данной локальной культуры как системы.
Эпистема — общее пространство знания, способ фиксации «бытия порядка», скрытая от непосредственного наблюдения сеть отношений между «словами» и «вещами», на основе которой строятся свойственные той или иной эпохе коды восприятия, практики, познания и порождаются отдельные идеи и концепции.
Эпистемология (от греч. episteme — знание) — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, выявляются условия его истинности.
|
|
Эргалический подход — подход в понимании происхождения и сущности культуры, в основе которого лежит представление о решающей роли труда и трудовой деятельности человека, что свойственно марксистскому взгляду на культуру.
Эсхатология — религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, в основе которого лежит концепция о нарушении человеком своих обязательств перед Богом или богами и последующей расплате за это.
Этническая группа — часть общества, члены которой осознают себя (или считают, по мнению других) носителями общей культуры.
Этногенез — исторический процесс происхождения этносов от их зарождения до формирования целостных этносоциальных организмов и их специфических этнокультурных систем.
Этнолингвистика (антропологическая лингвистика, лингвистическая антропология и др.) — наука, занимающаяся исследованием связей между языковыми и культурными явлениями. Этнология — наука о сравнительном изучении культур, в американской традиции — часть или синоним культурной антропологии, в европейской — аналог социальной антропологии.
Этнос, этническая общность (от греч. ethnos — племя, народ) — исторически сложившаяся устойчивая группировка людей — племя, народность, нация. Обязательные условия возникновения этноса — общность территории и языка. Культурная общность членов этноса обусловливает единство их психического склада.
Этноцентризм — свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать различные жизненные явления и процессы сквозь призму культурных традиций и ценностей собственной этнической группы. Этноцентризм выражается в признании превосходства своей этнической культуры по отношению к другим культурам. Этноцентризмом принято обозначать то нормальное мироощущение любого этноса, когда ценности, традиции, установления
Словарь терминов
того или иного этноса кажутся для его представителей единственно истинными и верными.
Этос (от греч. ethos — обычай, нрав, характер) — обобщенная характеристика культуры данной социальной общности, выражающаяся в системе господствующих ценностей и норм поведения.
Языковые игры — понятие, которое служит для обозначения целостных и законченных систем коммуникации, подчиняющихся своим внутренним правилам и соглашениям, нарушение которых означает выход за пределы конкретной «игры».Персоналии
Адлер Альфред (1870—1937) — австрийский психолог, ученик 3. Фрейда, основатель школы «индивидуальной психологии». Основное сочинение: «Практика и теория индивидуальной психологии».
Адорно Теодор (1903—1969) — немецкий философ, представитель франкфуртской школы, культуролог, социолог искусства. Основные сочинения: «Негативная диалектика», «Социология музыки», «Диалектика Просвещения» (совм. с Хоркхаймером).
Апель Карл-Отто (р. 1922) — немецкий философ, один из основоположников современной версии постмодерна. Постапелевская версия постмодерна смягчает ранне-постмодернистский радикализм и обращается к обоснованию условий взаимопонимания в коммуникативном общении. Основные сочинения: «Идея языка в традиции гуманизма от Данте до Вико», «Новые попытки объяснения и
понимания».
Арто Антонен (1896—1948) — французский теоретик театра, режиссер, актер, эссеист, оказавший значительное влияние на теорию и практику театра модерна и постмодерна. Основное сочинение: «Театр и его двойник».
Барт Ролан (1915—1980) — французский литературовед, философ-структуралист. Применил структурно-семиотический метод для анализа массовой бытовой культуры. Основные сочинения: «Нулевая степень письма», «Мифология», «Система моды».
|
|
Бахтин Михаил Михайлович (1895—1975) — русский философ, филолог, литературовед, теоретик культуры. Основные сочинения: «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса», «Эстетика словесного творчества», «Проблемы творчества и поэтики Ф.М. Достоевского».
Беккет Сэмюэл (1906—1989) — драматург, романист, один из основоположников театра абсурда. Его творчество, уникальное по своей форме и содержанию, оказало значительное влияние на развитие художественной культуры XX в. Основные сочинения: романы «Мэрфи», «Моллой», «Мэлоун умирает», «Уотт», пьесы «В ожидании Го до», «Не-я», «Дыхание», «Акт без слов».
Белл Дэниел (р. 1919) — американский социолог, профессор Гарвардского университета. Автор концепции постиндустриального общества. Основное сочинение: «Конец идеологии».
Бенвенист Эмиль (1902—1976) — французский исследователь языков, культуролог. Основные сочинения: «Проблемы всеобщей лингвистики», «Заметки о роли языка в изучении Фрейда».
Бенедикт Рут Фултон (1887—1948) — американский культур-антрополог, виднейший представитель этнопсихологического направления в американской антропологии. Основные сочинения: «Мифология зунья», «Модели культуры»,-«Хризантемы и меч».
Беньямин Вальтер (1892—1940) — немецкий философ культуры. Основные сочинения: «Парижские пассажи», «Произведение искусства в эпоху его технической вопроизводимости».
Бергсон Анри (1859—1941) — французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. Основные сочинения: «Опыт о непосредственных данных сознания», «Материя и память», «Творческая эволюция».
Бердяев Николай Александрович (1874-1948) — русский философ, литератор, публицист, общественный деятель. Основные сочинения: «Смысл творчества. Опыт оправдания человека», «Миросозерцание Достоевского», «Новое средневековье: Размышление о судьбах России и Европы», «Смысл истории. Опыт человеческой судьбы».
Берлин Исайя (1909—1997) — философ, историк, культуролог. Работал в Оксфорде, был избран президентом Британской Академии наук. Особое место в его творчестве принадлежит соотношению идей Просвещения и «контрпросвещения» и развенчанию мифа о достижимости идеального общества.
|
|
Бжезинский Збигнев (р. 1928) — американский социолог, политолог, государственный деятель, автор теории вступления буржуазного общества в технотронную эру. Основное сочинение: «Великое будущее: рождение и смерть коммунизма в XX столетии». Бланшо Морис (р. 1907) — французский философ, писатель, литературовед. В своих работах стремится синтезировать учение о «воле к власти» Ницше, экзистенциализм Хайдеггера и др. Основные сочинения: «Пространство литературы», «Лотреамон и Сад», «Бесконечный диалог».
Блок Марк (1886—1944) — французский историк, один из основателей французской исторической школы «Анналы». Основные сочинения: «Феодальное общество», «Апология истории, или Ремесло историка».
I
Боас Франц (1858—1942) — американский антрополог. Как теоретик опирается прежде всего на опыт обширных полевых исследований. К числу его учеников принадлежат такие выдающиеся антропологи, как Крёбер, Уисслер, Бенедикт, Мид, Уайт, Херсковиц и др. Основные сочинения: «Ум первобытного человека», «Культура квакиутль — отражение в мифологии», «Расы, языки и культура», «Антропология и современная жизнь».
Бодрийяр Жан (р. 1929 г.) — французский социолог, философ,. эстетик, культуролог, крупнейший представитель посмодернизма. Основные сочинения: «Система вещей», «Символический обмен и смерть», «О соблазне», «Америка».
Бубер Мартин (Mapдохай) (1878—1965) — еврейский религиозный мыслитель, писатель, философ-экзистенциалист, представитель «диалогического персонализма». Основное сочинение: «Я и Ты».
Буркхардт Якоб (1818—1897) — швейцарский историк культуры, автор исследований по культуре Ренессанса. Основное сочинение: «Культура Возрождения в Италии».
Бэкон Фрэнсис (1561—1626) — английский философ и естествоиспытатель, заложивший основы современной методологии естественно-научного познания. Основное сочинение: «Новый Органон». Бюффон Жорж Луи Леклерк (1707—1788) — французский естествоиспытатель. Описал множество животных, выдвинул положение о единстве растительного и животного миров и предложил гипотезу о том, что земной шар — это осколок Солнца. Основное сочинение: «Естественная история».
Вебер Макс (1864—1920) — немецкий социолог, историк, экономист, чьи труды в значительной мере определили направление развития социально-научного знания в XX в. Совокупность его трудов составила своеобразное видение сущности и путей развития западной цивилизации. Основное сочинение: «Протестантская этика и дух капитализма».
Вико Джамбаттиста (1668—1744) — итальянский философ, историограф. Основное сочинение: «Основания новой науки об общей природе наций».
Виндельбанд Вильгельм (1848—1915) — немецкий философ, глава баденской школы неокантианства. Основные сочинения: «Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия», «Платон», «О
свободе воли».
Вирильо Поль (р. 1932) — французский философ, социальный теоретик, специалист по урбанистике и архитектурный критик. Основные сочинения: «Война и кино», «Скорость и политика», «Общественная защита и экологическая борьба».
Персоналии
Персоналии
Витгенштейн Людвиг (1889—1951) — австрийский философ. Основное сочинение: «Логико-философский трактат».
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1684—1778) — французский философ, писатель и публицист, участник создания французской «Эн-циклопеции». Основные сочинения: «Философии истории», «Философические повести».
Выготский Лев Семенович (1896—1934) — русско-советский психолог, педагог, нейролингвист, основатель так называемой «школы Выготского» в отечественной психологии. Основные сочинения: «Мышление и речь», «Психология искусства».
Гадамер Ганс Георг (1900—2002) — немецкий философ, филолог, историк искусств, крупнейший представитель философской герменевтики. Основное сочинение: «Истина и метод. Основные черты философской герменевтики».
Гартман Эдуард (1842—1906) — немецкий философ, создатель «философии бессознательного», возникшей как оппозиция господствующему во второй половине XIX в. позитивизму. Основное сочинение: «Сущность мирового процесса, или Философия бессознательного».
Гваттари Феликс (1930—1992) — французский психоаналитик и философ. Один из создателей школы шизоанализа. Основные сочинения: «Капитализм и шизофрения», «Ризома», «Что такое философия» (совм. с Делёзом), «Машинное бессознательное».
Геккель Эрнст (1834—1919) — немецкий биолог и физиолог. Пытаясь соединить идеи Ч. Дарвина и Ж. Б. Ламарка, признавал как естественный отбор, так и прямое приспособление организмов к условиям среды путем наследования приобретенных признаков. Основные сочинения: «Общая морфология организмов», «Антропо-гения, или История развития человека», «Мировые загадки».
Гелен Арнольд (1904—1976) — немецкий философ, социолог, антрополог. Основные сочинения: «Человек. Его природа и его положение в мире», «О понятии опыта», «Первобытный человек и поздняя культура».
Гердер Иоганн Готфрид (1744—1803) — немецкий философ-просветитель, главный вдохновитель движения немецких романтиков «Буря и натиск». Основные сочинения: «Исследование о происхождение языка», «Идеи к философии истории человечества».
Гумилев Лев Николаевич (1912—1992) — историк культуры, этнограф. В своей культурологической концепции отрицает цикличность, преемственность. Основные сочинения: «Этногенез и биосфера Земли», «Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации», «От Руси к России: очерки этнической истории».
Гуссерль Эдмунд (1856—1938) — немецкий философ, создатель феноменологического направления в философской мысли XX в. Основные сочинения: «К феноменологии внутреннего сознания времени», «Философия как строгая наука», «Картезианские размышления», «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология».
Декарт Рене (1596—1650) — французский философ и математик, представитель классического рационализма. Основные сочинения: «Рассуждение о методе», «Начала философии», «Метафизические размышления».
Делёз Жиль (1926—1995) — французский философ, культуролог и эстетик-постфрейдист, оказавший существенное влияние на формирование идеологии постмодернизма. Основные сочинения: «Логика смысла», «Различие и повторение», «Капитализм и шизофрения», «Ризома» (совм. с Гваттари).
Джеймисон Фредрик (р. 1934) — американский философ, автор неомарксистской концепции постмодернистской культуры, разрабатываемой в широком интердисциплинарном поле (в литературоведении, теории визуальных искусств, психоанализе, культурной антропологии, критической социальной теории). Основные сочинения: «Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма», «Культурный поворот: Избранные труды по постмодернизму, 1983—1998».
Дильтей Вильгельм (1833—1911) — немецкий философ и историк культуры, представитель «философии жизни», основоположник «духовно-исторической» школы в немецкой истории культуры XX в., крупнейший представитель герменевтики. Основные сочинения: «Описательная психология», «Сила поэтического воображения и безумие», «Возникновение герменевтики», «Введение в науки о духе», «Переживание и поэзия: Лессинг, Гёте, Новалис и
Гельдерлин».
Дюркгейм Эмиль (185—1917) — французский философ и социолог. Основатель французской социологической школы. Основные сочинения: «Правило социологического метода», «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной жизни».
Зиммель Георг (185—1918) — немецкий философ, социолог, культуролог, один из главных представителей поздней «философии жизни», основоположник так называемой формальной социологии. Основные сочинения: «Социальная дифференция», «Религия. Социально-психологический этюд», «Гёте».
Ионеско Эжен (1909—1994) — французский писатель, драматург, автор теоретических работ о театральном искусстве, лауреат
Персоналии
Персоналии
многочисленных премий. Автор многочисленных статей об искусстве и театре, наиболее значительные из них объединены в сборники «Заметки и опровержения», «Пунктиры исканий». Основные сочинения: пьесы «Лысая певица», «Стулья», «Носороги», «Жажда и голод».
Камю Альбер (1913—1960) -— французский философ-экзистенциалист, писатель, эссеист, журналист и общественный деятель. Автор романов, пьес, публицистических эссе. Основные сочинения: «Миф о Сизифе», «Человек бунтующий».
Кардинер Абрам (1891 —1981) — американский психиатр и психоаналитик. Основное сочинение: «Клеймо угнетения».
Кассирер Эрнст (1874—1945) — немецкий философ, представитель второго поколения неокантианцев марбургской школы. Основные сочинения: «Философия символических форм», «Опыт о человеке».
Клакхон Клайд (1905—1960) — американский антрополог, известный своими исследованиями культуры индейцев племени на-вахо. Основные сочинения: «Колдовство у навахо», «Зеркало для человека: связь антропологии с современной жизнью», «Культура: критический обзор понятий и определений» (совм. с Кребером).
Коллингвуд Робин Джордж (1889—1943) — британский философ-неогегельянец, археолог и историк, исследователь культуры. Основные сочинения: «Зеркало духа, или Карта знания», «Религия и философия», «Идея истории».
Конт Огюст (1798—1857) — французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, основатель школы позитивизма и социальный реформатор, предложивший теократическую утопию на основе «позитивной религии человечества». Ввел в употребление сам термин «социология». Основные сочинения: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики, или Трактат о социологии, устанавливающий религию Человечества».
Кребер Альфред Луис (1876—1960)'— американский антрополог, культуролог, этнолог, представитель «исторической школы» в американской этнологии. Основные сочинения: «Антропология: раса, язык, культура, психология, предыстория», «Конфигурации культурного роста», «Природа культуры», «Стиль и цивилизация».
Кристева Юлия (р. 1941) — французский философ, лингвист и литературный критик болгарского происхождения. В конце 1960-х гг. стала известна во Франции как переводчик и популяризатор трудов М.М. Бахтина. С 1979 сначала карьеру феминистски ориентированного психоаналитика. Основные сочинения: «Революция поэтического языка», «Чуждые самим себе».
Кропоткин Петр Алексеевич (1842—1921) — идеолог русского и международного анархизма, ученый-географ, историк, путешественник. Основные сочинения: «Взаимная помощь как фактор эволюции», «Современная наука и анархия», «Великая французская революция 1789—1793 гг.».
Кроне Бенедетто (1866—1952) — итальянский философ, представитель неогегельянства, историк, литературный критик и публицист, общественный деятель. Основные сочинения: «История, подведенная под общее понятие искусства», «Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика», «Теория и история историографии».
Кун Томас Сэмюэль (1922—1996) — американский историк и философ, один из лидеров историко-эволюционистского направления в философии науки. Разработал концепцию исторической динамики научного знания, которая легла в основу теории научной рациональности, радикально отличающейся от логико-позитивистских и «критико-рационалистических» представлений о науке. Основное сочинение: «Структура научнвгх революций».
Кьеркегор (Киркегор) Серен (1813—855)-— датский теолог, философ, писатель. Основные сочинения: «Или-или», «Страх и трепет», «Болезнь к смерти», «Философские крохи», «Дневник соблазнителя».
Лакан Жак (1901 —1981) — французский исследователь, создатель структурного, или лингвистического, психоанализа. Вышел за-рамки и классического структурализма, и ортодоксального фрейдизма, положив начало новым структуралистским направлениям психоаналитических исследований. Основное сочинение: «Семинары Ж. Лакана».
Ламетри Жюльенн Офре де (1709—1751) — французский философ-материалист. Основные сочинения: «Трактат о душе», «Человек-машина», «Человек-растение».
Ле Гофф Жак (р. 1924) — французский историк, специалист по истории западноевропейской средневековой цивилизации. В центре внимания ученого проблемы восприятия времени и пространства, труда и богатства, соотношение ученой и народной культуры. Основное сочинение: «Цивилизация средневекового Запада».
Леви-Брюль Люсьен (1857—1939) — французский философ, социолог и социальный психолог, прославившийся открытием качественных изменений мышления в процессе социально-исторического развития. Основные сочинения: «Мораль и наука о нравах», «Мыслительные функции в низших обществах», «Первобытное мышление», «Примитивная душа», «Примитивная мифология».
Леви-Стросс Клод (р. 1908) — французский философ, социолог и этнограф, лидер структурализма, создатель структурной антропологии, исследователь первобытных систем родства, мифологии и фольклора. Его работы получили мировую известность и оказали большое влияние во многих областях философско-культуроло-гических исследований. Основные сочинения: «Печальные тропики», «Структурная антропология», «Мышление дикарей».
Лессинг Готхольд Эфраим (1729—1781) — немецкий философ-просветитель, писатель, критик. Основные сочинения: «Лаоко-он. О границах живописи и поэзии,», «Гамбургская драматургия», «Как представляли смерть древние», «Воспитание человеческого
рода». ■■'.,,...„"
Линтон Ральф (1893—1953) — американский антрополог, один из лидеров американской культурной антропологии. Пытался достичь синтеза антропологии, психологии и социологии, рассматривал проблемы, связанные с существованием универсальных ценностей, общих для всех культур. Основное сочинение: «Изучение человека».
Лиотар Жан-Фраясуа (1924—1998) — французский философ, эстетик-постфрейдист, один из ярких представителей идеологии постмодернизма, поставивший проблему корреляции культуры постмодерна и постклассической науки. Основные сочинения: «О пуль-сационных механизмах», «Состояние (ситуация) постмодерн».
Лотман Юрий Михайлович (1922—1993) -^- советский литературовед, культуролог, искусствовед, семиотик, глава тартуско-москов-ской структурно-семиотической школы гуманитарных исследований. Основные сочинения: «Структура художественного текста», «Культура и взрыв», «Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — нач. XIX в.)».
Лотце Рудольф Герман (1817—1881) — немецкий философ, врач, естествоиспытатель. Основные сочинения: «Микрокосм», «Система философии», «Медицинская психология».
Маклюэн Маршал (1911—1980) — канадский культуролог. Исследовал повседневную жизнь человека в информационном обществе. Основные сочинения: «Гутенбергова галактика», «Культура — наше дело».
Малиновский Бронислав Каспер (1884—1942) — английский этнограф и социолог польского происхождения, один из основателей и лидеров функциональной школы в английской социальной антропологии. Противостоял эволюционистским теориям культуры. Считал культуру универсальным феноменом. Основные сочинения: «Научная теория культуры», «Динамика культурного изменения», «Магия, наука и религия».
Мангейм (Манхейм) Карл (1893—1947) — немецко-английский философ и социолог, один из основателей социологии знания. Основные сочинения: «Человек и общество в эпоху преобразования», «Диагноз нашего времени: очерки военного времени, написанные
социологом».
Маркузе Герберт (1898—1979) — немецко-американский философ, культуролог, один из основателей и ведущих представителей франкфуртской школы. Основные сочинения: «Эрос и цивилизация», «К феноменологии исторического материализма».
Марсель Габриэль Оноре (1889—1973) — французский философ, драматург, театральный и музыкальный критик. С его именем тесно связано возникновение экзистенциализма во Франции. Основные сочинения: «Метафизический дневник», «Люди против человеческого», «Человек, ставший проблемой».
Маслоу Абрахам (1908—1970) — американский мыслитель, психолог, один из основателей гуманистического «положительного психоанализа», автор оригинальной гуманистической концепции культуры и человека». Основное сочинение: «Религии, ценности и высшие переживания».
Мёрдок Джордж Питер (1897—1985) — американский антрополог, исследователь проблем культуры и общества. Обосновал концепцию универсальной модели культуры. В книге «Социальная структура» изложил концепцию эволюции систем родства. Проводил полевые исследования в Африке, внес существенный вклад в развитие африканской этнографии.
Мерло-Понти Морис (1908—1961) — французский философ, представитель феноменологической концепции культуры. Главную задачу феноменологии усматривал в том, чтобы обратиться к миру живого опыта и культурных смыслов. Основные сочинения: «Феноменология восприятия», «Видимое и невидимое», «Проза мира».
Мид Маргарет (1901 —1978) — американский антрополог, этнограф, этнолог, культуролог. Основное сочинение: «Культура и мир
.детства».
Милюков Павел Николаевич (1859—1943) — русский историк, культуролог, крупный политический деятель. Основные сочинения: «Из истории русской интеллигенции», сборник статей и этюдов, «Очерки по истории русской культуры».
Мишле Жюль (1798—1874) — французский историк романтического направления. Основные сочинения: «История Франции», «История Французской революции».
Монтескье Шарль Луи (1689—1755) — французский философ, писатель и историк, представитель философии Просвещения. Основные сочинения.лО духе законов», «Персидские письма».
Персоналии-
Персоналии
Морган Льюис Генри (1818—1881) — американский этнограф, основоположник научной теории первобытного общества, прогрессивный общественный деятель, исследователь общества американских индейцев. Основное сочинение: «Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса через варварство к цивилизации».
Мосс Марсель (1872—1950) — французский социолог, этнолог и социальный антрополог, последователь Дюркгейма. Труды посвящены исследованию различных сторон жизни архаического общества: магии, жертвоприношениям, обрядам и пр. Основные сочинения: «Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах», «Техника тела».