Рыночная конкуренция. Структурные формы

Одним из основных принципов деятельности фирмы яв­ляется максимизация прибыли, которая представляет собой разность между выручкой от реализации продукции и общи­ми издержками производства. Издержки при заданной тех­нологии зависят от объема производства (см. тему «Издерж­ки фирмы»). Выручка определяется ценой товара и объемом его выпуска. Таким образом, задача фирмы по оптимиза­ции прибыли сводится к поиску оптимальных значений объе­ма производства и цены. При этом на поведение фирмы ока­зывают влияние различные характеристики рынка:

• количество фирм в отрасли;

• свойства продукта, его дифференциация, наличие суб­
ститутов;

• полнота информации;

• уровень барьеров входа и выхода из отрасли, определя­
ющих степень мобильности ресурсов.

Данные акспекты определяют способность отдельных фирм воздействовать на рынок и контролировать цену. Чем


меньше рыночная власть фирм, тем более конкурентоспосо­бен рынок. В экономической теории указанные характеристики явля­ются критерием классификации рынка и рыночных структур. Принято выделять четыре основные рыночные структуры: • совершенная конкуренция; • монополистическая конкуренция; • олигополия; • чистая монополия. Характеристики данных видов структур приведем в схе­матической форме (схема 1).

Схема 1

СОВОКУПНОСТЬ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР
Тип конку­ренции Назва­ние рыноч­ной струк­туры Наиболее типичные характеристики данной рыночной структуры Степень контроля над ценами со стороны фирм в условиях данной рыночной структуры
      4
СОВЕРШЕН­НАЯ КОНКУ­РЕНЦИЯ Совершенная конкуренция • Множество производителей, действующих независимо друг от друга • Производимый продукт стан­дартизирован, т.е.однороден • Полная информация о рынке и продукте • Низкие барьеры входа и выхо­да в отрасль Отдельные фирмы не контроли­руют цены на рынке
НЕСОВЕРШЕН­НАЯ КОНКУ­РЕНЦИЯ Монополистиче­ская конкуренция • Множество производителей, действующих независимо друг от друга • Производимый продукт дифференцирован, т.е. имеет много реальных и мнимых различий • Низкие барьеры входа в отрасль • Возможность сговора отсутствует Возможен частичный контроль над рыноч­ными ценами со стороны отдельных фирм

Окончание схемы

       
НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ Олигополия • Несколько производителей, доля рынка у каждой фирмы велик • Фирмы зависимы друг от друга • Производимый продукт одно­роден или дифференцирован • Высокие барьеры входа в от­расль • Возможен сговор фирм Фирмы осуществ­ляют частичный контроль над рыноч­ными ценами
Монополия • Один производитель на рынке или создание уникальной про­дукции • Рыночная власть позволяет устанавливать монопольно вы­сокие цены • Очень высокие барьеры входа в отрасль • Возможно проведение полити­ки диверсификации цен Фирма существен­но контро­лирует рыночные цены

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: