Несовершенная конкуренция: различия в экспансии фирм

В условиях модели совершенной конкуренции, как отмеча­ет неоклассическая теория, фирма не обладает властью над рын­ком. Между тем в реальной действительности каждый пред­приниматель стремится достичь (и в той или иной степени дос­тигает) определенной власти. Итогом является то обстоятель­ство, что соперничество фирм приобретает свою реальную фор­му, которая называется «несовершенной конкуренцией».

Функционирующая экономика может быть представлена как совокупность властных устремлений и завоеванных в ходе конкурентной борьбы реальных прав всех производителей благ. То обстоятельство, что масштабы экономической влас­ти над рынком у различных фирм всегда дифференцирова­ны, дало основание для разработки нескольких теоретических моделей несовершенной конкуренции, получивших следую­щие названия:

• чистаямонополия,

• олигополия,

• монополистическая конкуренция.

Реально возникающая на рынке власть реализуется, прежде всего, в сфере воздействия на рыночную цену. Масштабы

контроля фирмы над ценой могут быть различными. Они предопределяются следующими параметрами:

1.Доля фирмы на рынке определенного продукта. Вели­чина этой доли не обязательно связана с размерами фирмы. Например, небольшая, но единственная в данном экономи­ческом пространстве бензозаправочная станция может конт­ролировать цену на бензин всего местного рынка.

2. Характер продукции. Степень влияния фирмы на цену возрастает, когда у ее продукта - низкая взаимозаменяемость.

При анализе совершенной конкуренции (изложенном в предыдущей теме) эти оба условия нами не учитывались. i.

Модели несовершенной конкуренции можно рассматри-вать в различной последовательности. Вариант подхода зави­сит от логических предпочтений исследователя1 (схема 1).

Схема 1

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ АНАЛИЗА МОДЕЛЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ: варианты подхода
  Ι. Совершенная конкуренция II. Несовершенная конкуренция Ø Монополистиче­ская конкуренция Ø Олигополия Ø Монополия Обоснование: Последовательность анализа форм обусловлена повыша­ющейся степенью отдаленности мо­делей поведения фирм от исходной, «идеальной» модели рынка (совер­шенной конкуренции)
Ø Совершенная конкуренция Ø Несовершенная конкуренция 1. Монополия 2. Олигополия 3. Монополистиче­ская конкуренция Обоснование: Последовательность анализа вызвана тем, что совершен­ная конкуренция и монополия при­нимаются как идеальные модели, ре­ально не существующие и находящи­еся в полном контрасте друг к другу. Два остальных варианта отражают реальность экономики и представля­ют собой ситуационные модели. По степени активности проявления пре­обладает форма олигополии

1 См., напр.: Микроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. А.Г.Грязновой и А.Ю.Юданова. - М.: ИТД «КноРус», 2002; Курс экономи­ческой теории /Под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. - Киров: АСА, 2002.

Интерес представляет вопрос о соотношении тех блоков овальной экономики, которые олицетворяют собой рассмат­риваемые модели конкуренции. В 1982 г. американский эко­номист В.Шеферд провел исследование, разделив все рынки страны на 4 группы. И хотя классификация этих групп не­сколько отличается от используемых теорией типов конку­ренции, приводимая автором статистическая иллюстрация дает интересную пищу для размышлений (табл. 1).

Таблица 1

ДОЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ФИРМ В НАЦИОНАЛЬНОМ ДОХОДЕ США (%)

Группы рынков «Эффективная конкуренция» коэффициент концентрации 4 фирм менее 40%) 52,4 1958 56,3 76,7
«Чистая монополия» (доля контролируемого рынка-90-100%) 6,2 3,1 2,5
«Доминирующие фирмы» (доля контролируемого рынка - 50-90%) 5,0 5,0 2,8
«Ограниченная олигополия» (коэффициент концентрации 4 фирм более 60%) 36,4 35,6 18,0

Как показывают данные табл. 1, во второй половине XX в. степень монополизации американской экономики существен­но снизилась, что дало возможность усилить лидирующие позиции феномену «эффективной конкуренции». Это обстоя­тельство стало одним из условий формирования «новой эко­номики» в США и отрыва этого государства в экономической Динамике от других стран мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: