В условиях модели совершенной конкуренции, как отмечает неоклассическая теория, фирма не обладает властью над рынком. Между тем в реальной действительности каждый предприниматель стремится достичь (и в той или иной степени достигает) определенной власти. Итогом является то обстоятельство, что соперничество фирм приобретает свою реальную форму, которая называется «несовершенной конкуренцией».
Функционирующая экономика может быть представлена как совокупность властных устремлений и завоеванных в ходе конкурентной борьбы реальных прав всех производителей благ. То обстоятельство, что масштабы экономической власти над рынком у различных фирм всегда дифференцированы, дало основание для разработки нескольких теоретических моделей несовершенной конкуренции, получивших следующие названия:
• чистаямонополия,
• олигополия,
• монополистическая конкуренция.
Реально возникающая на рынке власть реализуется, прежде всего, в сфере воздействия на рыночную цену. Масштабы
|
|
контроля фирмы над ценой могут быть различными. Они предопределяются следующими параметрами:
1.Доля фирмы на рынке определенного продукта. Величина этой доли не обязательно связана с размерами фирмы. Например, небольшая, но единственная в данном экономическом пространстве бензозаправочная станция может контролировать цену на бензин всего местного рынка.
2. Характер продукции. Степень влияния фирмы на цену возрастает, когда у ее продукта - низкая взаимозаменяемость.
При анализе совершенной конкуренции (изложенном в предыдущей теме) эти оба условия нами не учитывались. i.
Модели несовершенной конкуренции можно рассматри-вать в различной последовательности. Вариант подхода зависит от логических предпочтений исследователя1 (схема 1).
Схема 1
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ АНАЛИЗА МОДЕЛЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ: варианты подхода | ||
Ι. Совершенная конкуренция II. Несовершенная конкуренция Ø Монополистическая конкуренция Ø Олигополия Ø Монополия | Обоснование: Последовательность анализа форм обусловлена повышающейся степенью отдаленности моделей поведения фирм от исходной, «идеальной» модели рынка (совершенной конкуренции) | |
Ø Совершенная конкуренция Ø Несовершенная конкуренция 1. Монополия 2. Олигополия 3. Монополистическая конкуренция | Обоснование: Последовательность анализа вызвана тем, что совершенная конкуренция и монополия принимаются как идеальные модели, реально не существующие и находящиеся в полном контрасте друг к другу. Два остальных варианта отражают реальность экономики и представляют собой ситуационные модели. По степени активности проявления преобладает форма олигополии |
1 См., напр.: Микроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. А.Г.Грязновой и А.Ю.Юданова. - М.: ИТД «КноРус», 2002; Курс экономической теории /Под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. - Киров: АСА, 2002.
|
|
Интерес представляет вопрос о соотношении тех блоков овальной экономики, которые олицетворяют собой рассматриваемые модели конкуренции. В 1982 г. американский экономист В.Шеферд провел исследование, разделив все рынки страны на 4 группы. И хотя классификация этих групп несколько отличается от используемых теорией типов конкуренции, приводимая автором статистическая иллюстрация дает интересную пищу для размышлений (табл. 1).
Таблица 1
ДОЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ФИРМ В НАЦИОНАЛЬНОМ ДОХОДЕ США (%)
Группы рынков «Эффективная конкуренция» коэффициент концентрации 4 фирм менее 40%) | 52,4 | 1958 56,3 | 76,7 |
«Чистая монополия» (доля контролируемого рынка-90-100%) | 6,2 | 3,1 | 2,5 |
«Доминирующие фирмы» (доля контролируемого рынка - 50-90%) | 5,0 | 5,0 | 2,8 |
«Ограниченная олигополия» (коэффициент концентрации 4 фирм более 60%) | 36,4 | 35,6 | 18,0 |
Как показывают данные табл. 1, во второй половине XX в. степень монополизации американской экономики существенно снизилась, что дало возможность усилить лидирующие позиции феномену «эффективной конкуренции». Это обстоятельство стало одним из условий формирования «новой экономики» в США и отрыва этого государства в экономической Динамике от других стран мира.