Глава 13. Система банковского регулирования: принципы и формы

13.1. Общая характеристика системы банковского регулирования

Банковское регулирование представляет собой систему мер, с помощью которых госу­дарство через ЦБ занимается обеспечением стабильного и безопасного функционирования банковской системы.

Необходимость банковского регулирования обусловлена следующим:

- децентрализованным характером безналичной эмиссии;

- обеспечением стабильности деятельности банков, являющихся посредниками денежного рынка (финансовыми посредниками), т.к. в основе их деятельности лежит доверие клиентов.

Зарубежная практика имеет отлаженный механизм банковского регулирования, юридическая основа такого регулирования – специальные законодательные акты:

- закон о ЦБ (в большинстве стран закон о ЦБ принят давно: США – 1913 г., Япония 1942 г., Великобритания – 1946 г., Италия, Дания – 1936 г);

- общий закон, регулирующий деятельность банков.

В большинстве стран мира надзор и контроль деятельности коммерческих банков является одной из приоритетных функций центрального банка. По этой причине в 1974 г. при Банке между­народных расчетов была создана международная организация – Базельский комитет по банковскому надзору (Швейцария) – БКБН.

БКБН разработаны 25 основных принципов банковского контроля и надзора, затрагивающих все этапы жизненного цикла банков. Наиболее важные из них:

– закрепление функций банковского регулирования за специальным органом;

– лицензирование банковской деятельности;

– установление правил и норм контроля;

– определение максимальных границ рисков банковской деятельности.

В соответствии с указанными принципами формируется сис­тема банковского регулирования и надзора в РФ. Банковскому регу­ли­рованию посвящен отдельный раздел Закона о Центральном Банке РФ.

Особую актуальность развитию системы банковского регулирования и выработки его стандартных процедур и механизмов придают процессы финансовой глобализации. Современная финансовая глобализация – это новый этап управления процессами трансграничного движения финансовых ресурсов в мировой экономике, оказывающий доминирующее влияние на динамику национальных экономических систем и «паритет сил» в глобальной экономике.

Институционализация процессов формирования банковских системе в условиях глобализирующейся экономики находит отражение, с одной стороны, в формировании международных стандартов банковского регулирования и надзора, а с другой, – во внедрении в деятельность банковских структур стандартов корпоративного управления. Решающее значение приобретает международное сотрудничество в сфере банковского регулирования и надзора, что объясняется возросшей мобильностью капитала и интернационализацией банковской деятельности, развитием финансовых инноваций и расширением сферы трансграничных банковских услуг. Противостоять этим вызовам позволяют тесные контакты надзорных органов различных стран, а также инициативы международных финансовых организаций, направленные на обеспечение стабильности мировой финансовой системы. Основополагающим подходом при формировании международных стандартов и принципов банковского регулирования является сглаживание влияния на банковскую деятельность экономических трендов.

В 2002-2004 гг. Банк России сотрудничал с международными финансовыми организациями, в том числе с Международным валютным фондом и Всемирным банком, по таким вопросам, как:

- совершенствование системы банковского надзора;

- создание систем внутреннего контроля в банках;

- разработка систем раннего реагирования для выявления проблем в кредитных организациях на ранних стадиях;

- создание кредитных бюро.

Представители Банка России принимали участие в деятельности Базельского комитета по банковскому надзору и его рабочих и региональных групп. В 2002-2003 гг. Банк России принимал участие в мероприятиях по линии Программы оценки финансового сектора России, выводы по результатам которой показали, что система банковского регулирования и надзора Российской Федерации по целому ряду аспектов удовлетворяет требованиям, изложенным в Базельских основополагающих принципах эффективного банковского надзора.

Важное значение имело принятие в 2003 году Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ», основной целью которого является защита прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации, укрепление доверия к банковской системе и стимулирование привлечения сбережений населения в банковский сектор.

Усовершенствованы регулятивные нормы, касающиеся принятия Банком России решений о государственной регистрации кредитных организаций, лицензирования банковской деятельности, осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), отзыва лицензий на осуществление банковских операций и ликвидации кредитных организаций, а также по приведению их в соответствие с Основополагающими принципами эффективного банковского надзора и Руководством для органов банковского надзора по работе со слабыми банками, разработанными Базельским комитетом по банковскому надзору.[103]

Современная система банковского регулирования включает следующие элементы:

- условия государственной регистрации и лицензирования кредитных организаций;

- требования к минимальному уставному капиталу, его структуре и собственным средствам кредитных организаций;

- экономические нормативы, устанавливаемые с целью обеспечения надежности банковской деятельности;

- порядок формирования резервов под рисковые активы;

- страхование депозитов (обязательств банка).

В соответствии с действующим законодательством Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюде­нием кредитными ор­ганизациями и банковскими группами банковского законодательства, нор­мативных актов Банка России, установленных ими обязательных норма­тивов. Главные цели банковского регулирования и банковского надзора – поддержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществ­ляются через действующий на постоянной основе орган – Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.

13.2. Государственная регистрация кредитных организаций и выда­ча им лицензий на осуществление банковских операций

Кредитные организации подлежат государственной регистрации в Банке России. Банк России ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. За регистрацию кредитных организаций взимается сбор в размере не более 1 % от объявленного уставного капитала кредитной организации. Указанный сбор поступает в доход федерального бюджета.

Лицензия на осуществление банковских операций кредитной ор­ганизации выдается после ее государственной регистрации в поряд­ке, ус­тановленном Федеральным законодательством. В лицензии указы­ваются банковские операции, на осуществление ко­торых эта кредитная организация имеет право, а так­же валюта, в кото­рой эти банковские операции могут осуществляться. Лицензия выдается без ограничения сроков ее действия.

В 2004 году вступила в силу Инструкция Банка России, регулирующая порядок принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций. Новшествами данного нормативного акта являются:

– установление ограничения предельного размера имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации – не выше 20 % уставного капитала;

– проведение Банком России в кредитной организации проверки источников средств, вносимых в оплату ее акций (долей), а также финансового положения приобретателей акций (долей) и наличия у них собственных средств (чистых активов), достаточных для оплаты приобретаемых акций (долей). Данная норма применяется в случае увеличения уставного капитала кредитной организации более чем на 20 процентов от ранее зарегистрированного размера либо при наличии оснований предполагать, что оплата акций (долей) кредитной организации произведена с нарушением установленных требований;

– предоставление Банку России права запрашивать у учредителей создаваемой кредитной организации любую информацию о финансовом положении и деятельности лиц, способных прямо или косвенно определять решения, принимаемые учредителями кредитной организации, а также право предъявлять к кредитной организации, ходатайствующей о расширении деятельности путем получения лицензий на осуществление банковских операций, требование о представлении информации об участниках и их группах;

– возможность создания нового вида внутренних структурных подразделений – кредитно-кассового офиса, который вправе осуществлять операции по предоставлению денежных средств (их погашению) субъектам малого предпринимательства и физическим лицам, осуществлять кассовое обслуживание юридических и физических лиц.

Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций представляются следующие документы:

1) заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;

2) учредительный договор, если его подписание предусмотрено федеральным законом;

3) устав;

4) протокол собрания учредителей о принятии устава и об утверж­дении кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;

5) свидетельство об уплате государственной пошлины;

6) копии свидетельств о государственной регистрации учредителей – юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их фи­нансовой отчетности, а также подтверждения органами Государ­ственной налоговой службы РФ выполнения учредителями – юриди­ческими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюд­жетами субъектов РФ и местными бюджетами за последние три года;

7) декларации о доходах учредителей – физических лиц, заверенные орга­нами Государственной налоговой службы РФ, подтверждающие источ­ники происхождения средств, вносимых в уставный капитал кредитной организации;

8) анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации, запол­няемые ими и содержащие сведения:

- о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического об­разования (с представлением копии диплома или заменяющего его до­кумента) и опыта руководства отделом или иным подразделе­нием кре­дитной организации, связанным с осуществлением банковских опера­ций, не менее одного года, а при отсутствии специального образова­ния – опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;

- о наличии (отсутствии) судимости.

Усовершенствован порядок выпуска и регистрации ценных бумаг кредитных организаций. В связи с внесением изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» Банк России в 2003 г. своим Указанием привел в соответствие с данным законом Инструкцию Банка России, регулирующую правила выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации, а также решил задачу обеспечения единых возможностей для принятия инвестиционных решений в отношении ценных бумаг кредитных организаций, обращающихся публично, и ценных бумаг иных видов эмитентов.

В 2002 г. было разработано Указание Банка России о бизнес-планах кредитных организаций, устанавливающее требования к содержанию бизнес-планов и порядок их представлению в Банк России. Данные требования установлены с целью оценки способности кредитной организации обеспечить финансовую стабильность, выполнять пруденциальные нормы деятельности и обязательные резервные требования, соблюдать требования законодательства по обеспечению интересов кредиторов и вкладчиков.

Определены основные подходы к оценке финансового положения юридических лиц – учредителей (участников) кредитных организаций. Согласно его требованиям, оценка финансового положения на основе комплексного анализа абсолютных и относительных показателей деятельности приобретателя проводится с учетом характера и масштаба его деятельности, отраслевой и региональной принадлежности. Применение требований данного нормативного акта способствует капитализации банковской системы за счет реальных, а не «фиктивных» инвестиций, повышению открытости структуры прав собственности на акции (доли) кредитных организаций.

Изданное в 2003 г. Банком России Положение о порядке ведения учета и представления информации об аффилированных лицах кредитных организаций направлено на осуществление контроля за структурой прав собственности на акции (доли) кредитных организаций, определение группы лиц, способных прямо или косвенно оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации. Установлен порядок составления и ведения кредитными организациями списков аффилированных лиц и представления ими в Банк России соответствующей отчетности об аффилированных лицах, о группах лиц, к которым принадлежит кредитная организация, а также о ее участии в финансово – промышленных группах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: