double arrow

О О О О О

Рис. 51. Градиент текстуры

Относительное движение (двигательный параллакс). Мы вое-1 принимаем не просто движение изолированных объектов в про-1 странстве, но и изменение их взаимного расположения. Кроме! того, мы сами осуществляем различные движения, что приводит к| огромной вариативности сетчаточных проекций даже одного и того же объекта восприятия. По законам оптики проекции близле-1 жащих к глазу объектов перемещаются с большей амплитудой, чем! проекции равных по размеру удаленных объектов, поэтому на ос-| новании оценки относительной скорости перемещения сетчаточ-1 ных изображений мы способны определять расстояние между! объектами. Если и мы перемещаемся в пространстве относитель-1 но объекта восприятия, тогда к зрительной импульсации добавлял ется проприоцептивная импульсация, идущая от наших органом движения, и при обработке нервной системой оба информацион-i ных потока соотносятся, что позволяет отличать ситуации, когда! объекты неподвижны, а движемся мы, от ситуаций, когда движут*! ся объекты, а мы остаемся в покое. Одну из иллюзий, вызваннукм работой этих механизмов восприятия движения, переживал прак-1 тически каждый: если смотреть в окно вагона плавно трогающегося поезда, то в первый момент создается впечатление, что начал дви-1 гаться сам перрон, а не поезд.

Для того чтобы распознать целостные объекты, нам необходимо] выяснить, какие группы стимулов составляют части предметов. ЭтЯ предполагает, что должны существовать способы эффективной! структурирования потоков ощущений. Основные принципы rpynfl пировки стимулов в зрительном поле были описаны гештальтпсйД хологами (см. гл. 2). Основные принципы организации феноменаль! ного поля представлены на рис. 52.

С о

С D

О О

5 О

Л о

а

I


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: