Архитектура Киевской Руси

Русское искусство эпохи Средневековья начиная с X в. и вплоть до конца XVII столетия неразрывно связано с Церковью и христиан­ской верой, которую русский народ вслед за своими византийски­ми учителями называл православной.

Первым городом на Руси, принявшим крещение, стал Киев. На­чало новой истории и новому искусству на русской земле было положено в конце X в. при великом князе Владимире Святославиче. Древнейшая рус­ская летопись — «Повесть временных лет» — сохранила предание о том, как Владимир «испытывал веры», желая выбрать для Руси иную религию вместо язычества. Княжеские послы побы­вали в соседних странах, где знако­мились с обрядами различных рели­гий. Посетив богослужение в великом православном храме Визан­тии — храме Святой Софии столич­ного города Константинополя, они сказали: «Не знаем, на небе ли были мы или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом, только знаем, что там Бог с челове­ками пребывает, и богослужение их лучше, чем во всех иных странах. Мы же не можем забыть красоты той». Именно это переживание кра­соты как святости сохранится в каж­дой русской иконе и будет сокро­венным идеалом и непреложным законом для каждого истинного творца: иконописца, книжника и зодчего.

Удивительно, как много велико­лепных храмов, украшенных мозаиками, росписями (фресками), ико­нами, было возведено в XI столетии в только-только крещёной стране. В то время мастера-греки (так на Руси называли всех византийцев, потому что они говорили на грече­ском языке) приезжали на Русь це­лыми артелями.

ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ

Рядом с княжеским двором подня­лась многоглавая (пять или семь глав) церковь Успения Богоматери, прозванная Десятинной, потому что князь Владимир повелел десятую часть своих доходов отдавать на устроение этого храма. Он был по­строен в 991—996 гг. греческими мастерами. В середине XI в. церковь с трёх сторон была обстроена га­лереями, что характерно для древ­нерусских храмов домонгольской эпохи. За образец была принята церковь Большого императорского дворца в Константинополе, также посвящённая Богоматери и в исто­рии искусства именуемая Фаросской. Современники считали Фаросскую церковь совершенной и называли храмом, красотой превос­ходящим знаменитые библейские святилища. На образном языке того времени в этих словах звучала высо­чайшая похвала. Вероятно, поража­ла красотой и великолепием и Деся­тинная церковь, о которой ныне может рассказать только её фунда­мент. Его вернули из небытия ар­хеологи, раскопав в 1908 г.

Как и все храмы Киева XI в., Де­сятинная церковь была возведена из плинфы (плоского квадратного кир­пича) в традициях византийского зодчества. Вот только плинфу здесь использовали особую — светло-жёл­тую и необычно тонкую (всего два с половиной — три сантиметра). Из та­кого же материала были построены и дворцы, её окружавшие. По мне­нию разных историков, их было три или четыре. В отделке Десятин­ной церкви широко использовалась мозаика.

Учёные по сей день спорят, как выглядел этот храм. Решить не­простую задачу помогают тща­тельный анализ археологических раскопок и уникальная находка: выложенный древним мастером из необожжённого кирпича рисунок западного фасада храма. На протя­жении нескольких десятилетий, по­ка не был построен главный храм Киева — храм Святой Софии, Десятинная церковь оставалась самым значительным и самым почитае­мым храмом Руси. В 1240 г., в чёр­ную годину нашествия Батыя, Деся­тинная церковь была разрушена.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: