Монополистическая конкуренция. Теория монополистической конкуренции разработана в трудах английского экономиста Дж

Теория монополистической конкуренции разработана в трудах английского экономиста Дж. Робинсона и американского ученого Э.Чемберлена. Эта конкуренция предполагает взаимосочетание двух моделей - совершенной конкуренции и чистой монополии. Основные ее черты:

¨ наличие в отрасли множества производителей;

¨ свободный вход и выход из нее;

¨ дифференциация товара, дающая возможность фирмам видоизменять цену своего товара, ибо она обладает как бы монопольной властью над своим (дифференциальным) товаром.

Следует при этом подчеркнуть, что это монопольная власть носит ограниченный характер в силу наличия производителей аналогичной продукции и свободного входа в отрасль. Дифференциация продукции предполагает наличие форм отрасли, производящих достаточно схожие одни и те же товары и в то же время достаточно не схожие. Последнее и позволяет производителям снижать или повышать на них цену. Поэтому кривая спроса отдельной фирмы при несовершенной конкуренции имеет падающий характер, но более плавный, чем кривая спроса отрасли.

В целом теория монополистической конкуренции основана на трех принципиальных положениях:

¨ в отрасль входят достаточно большое количество конкурирующих друг с другом фирм, и каждая отдельная фирма проводит собственную ценовую политику, невзирая на реакцию конкурентов;

¨ имеется свобода входа в отрасль и выхода из нее. Это приводит к тому, что в долгосрочном периоде экономическая прибыль всех фирм отрасли становится равна нулю (в этот момент и прекратится приток в отрасль новых фирм). Поэтому в условиях этой конкуренции равновесие отдельной фирмы отрасли в долгосрочном периоде наступит тогда, когда цена продаваемого товара (т.е. величина среднего дохода) сравняется с величиной средних суммарных издержек;

¨ кривая спроса отдельной фирмы имеет падающий характер, ее эластичность выше, чем эластичность кривой спроса отрасли, так как на рынке продаются товары-заменители, производимые другими фирмами. Падающий характер кривой спроса предоставляет фирме возможность получить монопольную прибыль в краткосрочном периоде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: