Монополия (чистая монополия)

Термин монополия происходит от греческого monos polien = единственный продавец. Мы будем исходить из того, что чистая монополия – это тип структуры рынка, характеризующийся следующими основными чертами:

¨ наличием в отрасли одной фирмы, которая продает единственный в своем роде продукт, не имеющий близкого заменителя;

¨ условием, согласно которому вхождение в отрасль, а, следовательно, в рынок невозможно, ибо имеется множество барьеров;

¨ отсутствием дифференцированного продукта;

¨ тем, что фирма-монополист на данном рынке обладает значительным контролем как над ценой на реализуемый продукт, так и над объемом производства;

¨ наличием ценовой дискриминации - негативные последствия чистой монополии, нет внутренних и внешних стимулов к развитию, а так, как она ограничивает конкуренцию, то государство применяет к ним антимонопольное законодательство.

Чистая монополия – это рынок единственного продавца. и у него поэтому нет конкурентов. Но это понятие является абстрактным, т.к., во-первых, лишь у многих благ отсутствуют заменители и, во-вторых, чистая монополия присуща местным рынкам и не характерна для национальных и мировых. Она, как и совершенная конкуренция, выступает крайней формой рыночной структуры.

Монополия означает исключительное право производства, торговли, промысла, добычи и т.д., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц, организации, компании или государству. Она выступает в различных формах: в форме картеля, синдиката, треста, концерна, консорциума, конгломерата.

Выделяют закрытую, естественную и открытую монополию.

Закрытая монополия защищена от конкуренции юридическими организациями, патентной защитой, институтом авторских прав.

Естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, основанные на владении уникальными природными ресурсами.

Открытая монополия – монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.

Эти разграничения монополий достаточно условны, ибо некоторые фирмы могут одновременно принадлежать к нескольким видам монополий.

В том случае, когда единственным производителем является отдельная фирма, ее кривая спроса совпадает с кривой рыночного спроса на данный товар. Здесь в силу того, что фирма - монополист может влиять на цену товара, ее кривая спроса имеет классический падающий характер и любые изменения объемов производимой продукции оказывают влияние на цену товара. В результате видоизменяется вид кривых среднего и предельного дохода фирмы- монополиста. В том случае, когда она сама устанавливает единую цену для всех единиц товара, величина среднего дохода и будет являться ценой товара. При этом кривые спроса и среднего дохода совпадают. Что касается кривой предельного дохода, то она всегда лежит ниже кривой спроса. Это обусловлено тем, что для фирмы-монополиста предельный доход всегда меньше цены товара, а, следовательно, и среднего дохода. Для того чтобы обеспечить равновесие фирмы в краткосрочном периоде, обеспечить максимизацию прибыли, фирма будет наращивать объем своих продаж до тех величин, пока спрос по цене продолжает оставаться эластичным.

В связи с тем, что одному и тому же количеству данного вида товара могут соответствовать разные цены, для фирмы – монополиста невозможно найти закономерную связь между ценой и количеством товаров, предлагаемых ею на рынке. Т.е. в случае монополии нельзя построить кривую предложения для фирмы-монополиста. Что касается долгосрочного периода, то в связи с тем, что фирма-монополист и представляет собой отрасль, равновесие в краткосрочном периоде является равновесием и в долгосрочном периоде. Поэтому фирма-монополист до тех пор максимизирует прибыль, пока она остается монополистом.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое конкуренция?

2. Какие условия необходимы для ее возникновения?

3. Какие виды конкуренции вам известны?

4. Что такое конкурентная борьба и какой она бывает?

5. Чем характеризуется совершенно конкурентный рынок?

6. Какие виды рыночных структур вы знаете?

7. Назовите условия равновесия фирмы.

8. Дайте характеристику несовершенной конкуренции и назовите ее формы.

9. Расскажите о монополистической конкуренции.

10. Что такое олигополия?

11. Охарактеризуйте монополию и назовите ее виды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: