Признаки чистой монополии. Максимизация прибыли

Отличие несовершенной конкуренции от совершенной. Причины существования несовершенной конкуренции.

Лекция №7. Фирма в условиях несовершенной конкуренции.

План лекции:

1. Отличие несовершенной конкуренции от совершенной. Причины существования несовершенной конкуренции.

2. Признаки чистой монополии. Максимизация прибыли.

3. Олигополия. Ее место в рыночной экономике.

4. Монополистическая конкуренция и ее признаки.

5. Антимонопольная политика

Рынки не соответствующие совершенной конкуренции получили название несовершенной конкуренции.

Среди существующих хозяйственных реалий, которые расходятся с условиями совершенной конкуренции можно назвать следующие

1. Барьеры ограничивающие ход на рынок новых капиталов.

2. Барьеры, препятствующие мобильности экономических ресурсов.

3. Ориентация производства на дифференцированную продукцию.

Рынки, на которых не выполняются условия совершенной конкуренции и производители могут воздействовать на рыночные цены – эти рынки называются рынками несовершенной конкуренции. Как правило в условиях монополии фирма является единственным продавцом данной продукции, неимеющим близких заменителей. При чистой монополии существуют непреодолимые барьеры для вхождения в отрасль.

Разновидности монопольного рынка:

1. Рынок монопсония. Когда монополистом является один покупатель при множестве продавцов. Двусторонняя монополия, когда каждый субъект продавец и покупатель – монополисты.

2. Рынок олигополии. Он характеризуется наличием нескольких фирм продавцом очень крупных фирм. Ограниченной количество участников рынка приводит их к взаимной зависимости принятия стратегических решений. Вступление новых фирм на этот рынок очень затруднено.

3. Дуополия, когда две фирмы функционируют на рынке.

4. Рынок монополистической конкуренции. На рынок вышло несколько фирм, которые предлагают продукцию, для того чтобы как то выделиться(они выделяться либо внешним видом, качеством и т.д.).

В условиях чистой монополии отрасль, как правило, состоит из одной фирмы и понятие фирмы и отрасли совпадают. Чистая монополия – единственный в отрасли продавец товаров, не имеющий заменителей. В этих условиях монополист обладает реальной властью с точки зрения реализации продукта и может контролировать цену. Такие отрасли называются естественные монополии. Это производство электроэнергии, водоснабжение, газоснабжение. В условиях естественных монополий вреда от конкуренции будет гораздо больше, чем пользы. Как правило в этих условиях одно крупное предприятие обслуживает целый регион – это предприятие называется естественной монополией. Прочие отрасли в регионе получают название предпринимательской монополии. Монополия может быть защищена от конкурентов патентом на изобретение.

По причинам возникновения выделяют следующие виды монополии:

1. Монополия выросшая из конкуренции. В этом случае монополистом становиться самый сильный и эффективный производитель, но выиграв конкурентную борьбу и став монополистом, он как правило теряет стимул конкурентной борьбы и это приводит к замедлению научно-технического прогресса. Монополизированная отрасль развивается медленнее, чем при конкуренции.

2. Технологические монополии – монополия, обусловленная спецификой технологии.

3. Монополизм, обусловленный диверсификацией продукции. Если фирма производящая продукцию, делает скидки своим постоянным клиентам, то тем самым вносятся монополистические мотивы в работу данной фирмы.

4. Монополизм, основанный на лидерстве в научно-технических разработках.

5. Монополизм административно-командной экономики. Предприятия, являющиеся государственными монополиями.

Производитель, который является единственным на рынке и обладает большими объемами производства. В несовершенной конкуренции фирма становиться ценоискателем. Может назначать цену, соответствующую получению наибольшей прибыли. В настоящее время большее значение получили развитие наукоемкие и капиталоемкие фирмы. Крупные капиталы, как правило, ускоряют развитие отрасли. Чтобы не терять стимула к экономии производственных издержек, чтобы быть равнозначной ей приходиться все время совершенствовать свои технологии. С условием глобализации монополисты, которые развиваются внутри страны, уже не могут безбедно существовать, так как не могут запретить ввоз аналогичной продукцию из-за границы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: