Неравенство в распределении доходов и регулирование

Доходов в рыночной экономике

Собственность на ресурсы распределяется между людьми неравномерно, поэтому и распределение доходов между людьми не может быть одинаковым. Следовательно, доходы дифференцируются. Причиной неравенства доходов, в конечном счете, служит неравенство в самом распределении собственности на ресурсы в обществе.

Итак, для рыночной экономики характерно значительное неравенство в распределении дохода. Графически неравенство в доходах может быть представлено кривой Лоренца (рис.26).

 
 

Рис.26. Кривая Лоренца

На графике на вертикальной оси отмечается процент населения от беднейших к богатым, а на горизонтальной - процент получаемого ими дохода. Теоретическая возможность абсолютного равного распределения дохода представлена биссектрисой. Она указывает на то, что данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это означает, что 10 % всех семей получают 10 % от всего дохода, 40 % -40%, а 60 % - 60 % и т.д., и соответствующие точки будут располагаться на биссектрисе. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство и кривой Лоренца, указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область или разрыв, тем больше степень неравенства доходов. Если бы факторное распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы, и разрыв исчез. Кривая Лоренца используется при сравнении распределения доходов в различные периоды времени или в различных странах между различными группами и принимает во внимание доходы до и после вычета налогов и трансфертных платежей.

В определении неравенства в доходах иногда используется такой специальный термин, как коэффициент Джини. Коэффициент Джини обозначает индекс концентрации доходов, а измеряется от нуля до единицы - по мере перехода доходов от полного равенства (0) до положения, когда все принадлежит одному человеку.

Одним из наиболее часто употребляемых показателей дифференциации доходов является децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.

Разница в доходах 10% самых богатых против 10 % самых бедных по различным странам может быть представлена следующим образом: в США - в 14 раз, в Швеции - в 11 раз, Китай - в 3 раза. В России дифференциация доходов достигла существенных размеров.

Серьезная проблема нищеты и бедности - 1/3 населения ведет нищенское существование. Кроме того, распределение доходов в России отличается неоправданной существенной дифференциацией – 10% доходов богатых превышает в 13,5 раз доходы самых бедных.

Согласно данным Госкомстата, в 2002 году 10% наших самых обеспеченных граждан сумели за год перераспределить в свою пользу еще 0,5% денежных доходов страны к 29,3% уже у них имевшихся. А доля денежных доходов 10% самых бедных соотечественников на 0,1% сократилась и равна всего лишь 2%.

Огромное влияние на размер доходов оказывает по-прежнему инфляция, а также несвоевременные выплаты заработной платы, пенсий, безработица.

Усиление неравенства в доходах ведет к расслоению общества, образованию слоев богатых и бедных и, как следствие, усилению социальной и экономической напряженности в обществе. Поэтому в цивилизованных странах проводится политика, направленная на сглаживание неравенства в доходах населения, поддержание доходов беднейшего населения.

Простейшим и самым прямым путем уменьшения неравенства в доходах является реализация программ, предусматривающих налоги на высокие доходы и денежные пособия для людей с низкими доходами. Кроме того, все меры государства, направленные на создание новых рабочих мест, получение населением образования, повышение профессионального мастерства рабочими, ограничение безработицы, способствуют уменьшению неравенства в доходах. В развитых странах в этих целях реализуются также программы социального страхования (частично возмещающие потери заработков, связанные с уходом на пенсию и временной безработицей) и программы государственной помощи или благотворительные программы, предоставляющие пособия нетрудоспособным.

В рыночной экономике политика доходов предполагает и установление минимальной заработной платы в соответствии с принятым прожиточным минимумом, индексацию доходов в периоды существенной инфляции, регулирование цен на важнейшие для жизни товары народного потребления.

В рамках социальной политики во многих странах реализуются программы государственной помощи неимущему населению, инвалидам, нетрудоспособным, многодетным семьям.

Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местного бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

Особо важным направлением в социальной политике является поддержка беднейших слоев населения. Для отнесения определенных категорий граждан к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие " черту бедности ". Бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Прожиточный минимум - это стоимостная оценка минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы в расчете на одного человека в год. Прожиточный минимум можно рассматривать как социальный и физиологический. Физиологический минимум рассчитывается с учетом удовлетворения главных физиологических потребностей и оплаты основных услуг. В него не включаются средства для приобретения одежды, обуви и других товаров. Социальный минимум включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Прожиточный минимум в каждой стране определяется в соответствии с принятыми стандартами, национальными особенностями, уровнем экономического и культурного развития.

Для определения прожиточного минимума используется метод потребительской корзины. Рекомендуемый состав потребительских корзин для субъектов Российской Федерации определяется по зонам исходя из природно-климатических условий жизни, структуры населения, национальных традиций и местных особенностей потребления. Потребительская корзина определяется для трех основных социальных групп общества: трудоспособного населения, пенсионеров и детей, потребности которых имеют существенные различия. Набор продуктов питания в потребительской корзине согласно Закону РФ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" состоит из 35 видов продуктов (хлебные, мясные и рыбопродукты, картофель, овощи, фрукты, сахар, кондитерские изделия, молоко, яйца и другие). В состав непродовольственных товаров в потребительскую корзину вошли одежда, обувь, белье, лекарства, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения и т.д. Включены также платы для населения за услуги жилищно-коммунального хозяйства, внутригородского пассажирского транспорта, услуги по ремонту одежды и обуви, парикмахерских, прачечных, детских садов и яслей. По сравнению с 1993г. набор минимальной потребительской корзины увеличился с 25 видов продуктов питания до 35. Но следует иметь в виду, что прожиточный минимум определяет лишь верхнюю границу малообеспеченности и одна треть населения нашей страны живет на доходы значительно ниже этого уровня бедности.

Существенное снижение реальных доходов населения, а также другие рассмотренные негативные моменты в области формирования доходов в России указывают на резкое ослабление активной регулирующей роли государства в этой области, о неэффективности действующих механизмов формирования доходов, на непоследовательность проводимых мероприятий.

Социальная защита населения в период проведения рыночных реформ является важнейшим направлением государственной политики и проявляется в формировании соответствующего законодательства и реальных мерах в этой области. В современных условиях основные направления государственной политики социальной защиты населения представлены:

¨ проведением макроэкономической и отраслевой политики стабилизации и экономического роста в целях расширения занятости и повышения уровня доходов населения;

¨ установлением системы минимальных социальных гарантий, соответствующих принципам цивилизованного государства;

¨ созданием системы адресной социальной помощи;

¨ проведением мероприятий по повышению занятости населения и снижению безработицы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: